Информационная база и способы ее организации
Проектирование информационной базы
Информационная база является основной частью внутримашинного информационного обеспечения ИС.
Информационная база – это организованная определенным способом совокупность хранящихся в памяти системы в виде файлов данных, которые удовлетворяют информационные потребности управленческих процессов и решаемых задач.
К числу базовых файлов относят:
-основные;
-рабочие;
-промежуточные;
-служебные;
-архивные.
Основные файлы содержат записи с оперативной и условно-постоянной информацией.
Рабочие файлы создаются для решения конкретных задач на базе основных файлов. Они формируются путем выборки части информации из нескольких основных файлов с целью сокращения времени обработки данных.
Промежуточные файлы образуются в результате решения экономических задач и предназначены для хранения данных используемых при решении других экономических задач.
Служебные файлы предназначены для ускорения процесса поиска информации в основных файлах. Они включают в себя справочники и каталоги.
Архивные файлы содержат ретроспективные данные из основных файлов. Эти данные могут быть использованы для решения аналитических, например, прогнозных задач или для восстановления информационной базы при разрушениях.
Существует два способа организации информационной базы (ИБ):
· совокупность локальных файлов, которые поддерживаются функциональными пакетами прикладных программ;
· интегрированные базы данных, основанные на использовании СУБД.
Локальные файлы вследствие специализации структуры данных под задачи обеспечивают, как правило, более быстрое время обработки данных.
Однако к недостаткам организации локальных файлов относится большое дублирование данных в информационной системе. Следствием является несогласованность данных в разных приложениях, а также негибкость доступа к данным.
Поэтому организация локальных файлов может применяться только в специализированных приложениях, которые требуют очень высокой скорости при импорте необходимых данных.
Интегрированная информационная база – это совокупность взаимосвязанных хранящихся вместе данных при такой минимальной избыточности, которая допускает их оптимальное использование для множества приложений.
Централизация управления данными с помощью СУБД обеспечивает совместимость этих данных, уменьшение избыточности, разделение хранения данных между пользователями. Кроме этого обеспечивается возможность подключения новых пользователей.
Однако централизация управления приводит к необходимости усиления контроля вводимых данных. При этом также необходимо обеспечить согласование между пользователями по поводу состава и структуры данных, а также разграничить доступ и обеспечить секретность данных.
Основными способами организации баз данных (БД) являются создание централизованных и распределенных БД.
Основным критерием выбора способа организации информационной базы является минимизация трудовых и стоимостных затрат на проектирование структуры ИБ, программного обеспечения системы ведения файлов, а также перепроектирование ИБ при возникновении новых задач.
К организации баз данных предъявляются следующие требования:
· логическая и физическая независимость данных, т.е. программ от изменения структуры базы данных;
· стандартизация данных за счет использования классификаторов;
· наличие словаря данных;
· специализация интерфейса для администратора БД и пользователя системы;
· защита данных от несанкционированного доступа;
· наличие вспомогательных программных средств (утилит) проектирования и эксплуатации БД.
Принципами построения централизованной базы данных являются:
· обеспечение логической организации данных с помощью построения глобальной модели данных;
· представление информационных потребностей для каждой задачи в виде подмоделей данных;
· описание процедур обработки данных с использованием языка манипулирования данными;
· защита данных через пароль;
· обеспечение доступности данных одновременно для нескольких пользователей.