Виды группового нормативного регулирования (групповой контроль).

Это может быть:

· групповое давление в жесткой или легкой форме. Оно также может быть скрытым (латентным) и явным.

· подстройка мнения индивида под групповое мнение.

Нормативы группового поведения могут играть положительную и отрицательную роль.

Отрицательная: подавление творческого проявления личности. Положительная: сдерживание отрицательных тенденций (например, амбициозности).

Человек успешно работает в условиях благоприятного социально-психологического климата в коллективе, поэтому менеджер должен иметь в виду, что формирование атмосферы зависит не только от организационных признаков, но и от социальных.

Персонал управления: человеческий капитал.

Управление –это деятельность не одного менеджера, а команды людей, состоящей из разных специалистов. Совокупность специалистов, осуществляющих функции управления, называется персонал управления. Понятие «персонал» в большей мере соответствует понятию «человеческий капитал», а не «рабочая сила». С точки зрения экономики, рабочая сила выступает как затратный фактор.

Капитал –это самовозрастающая стоимость. Всеобщая формула капитала = Д – Т – Д’ (∆Д)

Персонал управления – это капитал, так как он увеличивает гарантию успеха и процветания организации. На западе основной упор делается на развитии персонала (ставка на управленческий капитал – Болонский процесс). Организация придает большое значение созданию системы работы.

Система работы с персоналом –это совокупность взаимосвязанных действий по обеспечению управления трудом определенного качества и количества. Система включает:

· подбор

· расстановку

· контроль

· стиль управления

· знание и учет потребностей

· учет индивидуальных особенностей.

Параметры системы работы с персоналом:

ü соответствие персонала целя и миссии организации. Тут необходимо учитывать: квалификацию, отношение к работе…

ü эффективность системы работы с персоналом – это соотношение затрат и результатов: расчет потребности в инвестициях, определение критериев оценки результата

ü избыточность/недостаточность персонала: производится расчет потребности и планирования количества

ü сбалансированность персонала по группам профессиональной деятельности

ü структура интересов и ценностей персонала и их влияние на отношение к труду и его результатам

ü ритмичность и напряженность деятельности: они определяют психологическое состояние и влияют на качество работы

ü интеллектуальный и творческий потенциал работы персонала, а также наличие системы его развития в организации

Наличие такой системы и делает работника управления человеческим капиталом. Потенциал работников управления является критическим фактором развития (особенно в РФ). Экономическая и социальная эффективность человеческого капитала определяется следующими характеристиками.

Характеристики системы управления:

· централизация и децентрализация управления. От них зависит свобода проявления индивидуальных человеческих качеств и траектория развития карьеры

· интеграция и дифференциация деятельности. Интеграция – это сближение, объединение, сплочение. Но это не только положительно, т.к. идет нивелировка личности. Интеграция не должна уничтожать индивидуальность

· коллективизм и индивидуализм. Коллективизмэто фактически тоже уничтожение индивидуальности. Но бывает и наоборот, когда индивидуальные интересы преобладают над коллективными. Это когда лидер силен, и у него доминирует потребность во власти.

· экология персонала: бережное отношение к персоналу, защита от перегрузок, стрессов, поддержка позитивных изменений в организации и планирование всех изменений, которые должны происходить с персоналом вообще и с персоналом управления

Экономика менеджмента.

Аксиома экономики: любая человеческая деятельность для своего осуществления требует ресурсов, которые ограничены. Человеческая деятельность не является исключением. Управление, с одной стороны, распределяет и учитывает затраты на производство, а с другой стороны, само поглощает ресурсы и требует затрат на свое функционирование. Наблюдается тенденция роста затрат на управление. Есть проблема экономии затрат на управление. Управление требует следующих видов ресурсов:

· персонал управления

· материальные ресурсы

ü информационные ресурсы

ü финансовые ресурсы

ü затраты на технику

Тенденция роста затрат на управление обусловлена усложнением объектов управления. Вложение средств в управление является сегодня одним из лавных факторов роста эффективности производства. Экономический результат управления проявляется в увеличении производительности труда и в экономии времени.

СХЕМА с 105

 

Принципы и факторы эффективного менеджмента.

Время и пространство – важные ресурсы управления. Необходима экономия времени и рациональное использование пространства. Время – невосполнимый ресурс. Кроме того, необходимо расставлять приоритеты. Задача управленца – решить, чему отдать предпочтение:

ü если технике – то это технократическое управление

ü если персоналу – это социально ориентированное управление

Использование ресурсов еще не означает эффективности. Эффективность возникает, когда использование дает наилучший результат.

Принципы, определяющие эффективность современного менеджмента:

· принцип приоритетов:

ü обеспечение мотивации

ü профессионализм управления

ü развитие персонала

· принцип критических факторов. Критическими факторами являются время, наличие информационных технологий, наличие достоверной и релевантной информации, корпоративность.

· принцип стратегической ориентации – это последовательная реализация миссии, организации, повышение качества продукции, креативность

Факторы эффективности управления:

· доступность ресурсов и возможность их пополнения и накопления

· своевременность управленческих решений

· оперативность управления

· использование новых технологий

· экономия времени

· стратегия реализации значимых целей, целеполагания в управлении и получения реальных результатов

Комплекс показателей реальных результатов:

ü производительность и темпы ее прироста

ü качество

ü ритмичность работы

ü инновационность

ü профессионализм

Результат управления можно рассматривать как непосредственный и опосредованный.

Непосредственные результаты управления:

· управленческие решения

· согласованность действий

· социально-психологическая атмосфера в коллективе

· профессионализм

· экономия времени