Виды группового нормативного регулирования (групповой контроль).
Это может быть:
· групповое давление в жесткой или легкой форме. Оно также может быть скрытым (латентным) и явным.
· подстройка мнения индивида под групповое мнение.
Нормативы группового поведения могут играть положительную и отрицательную роль.
Отрицательная: подавление творческого проявления личности. Положительная: сдерживание отрицательных тенденций (например, амбициозности).
Человек успешно работает в условиях благоприятного социально-психологического климата в коллективе, поэтому менеджер должен иметь в виду, что формирование атмосферы зависит не только от организационных признаков, но и от социальных.
Персонал управления: человеческий капитал.
Управление –это деятельность не одного менеджера, а команды людей, состоящей из разных специалистов. Совокупность специалистов, осуществляющих функции управления, называется персонал управления. Понятие «персонал» в большей мере соответствует понятию «человеческий капитал», а не «рабочая сила». С точки зрения экономики, рабочая сила выступает как затратный фактор.
Капитал –это самовозрастающая стоимость. Всеобщая формула капитала = Д – Т – Д’ (∆Д)
Персонал управления – это капитал, так как он увеличивает гарантию успеха и процветания организации. На западе основной упор делается на развитии персонала (ставка на управленческий капитал – Болонский процесс). Организация придает большое значение созданию системы работы.
Система работы с персоналом –это совокупность взаимосвязанных действий по обеспечению управления трудом определенного качества и количества. Система включает:
· подбор
· расстановку
· контроль
· стиль управления
· знание и учет потребностей
· учет индивидуальных особенностей.
Параметры системы работы с персоналом:
ü соответствие персонала целя и миссии организации. Тут необходимо учитывать: квалификацию, отношение к работе…
ü эффективность системы работы с персоналом – это соотношение затрат и результатов: расчет потребности в инвестициях, определение критериев оценки результата
ü избыточность/недостаточность персонала: производится расчет потребности и планирования количества
ü сбалансированность персонала по группам профессиональной деятельности
ü структура интересов и ценностей персонала и их влияние на отношение к труду и его результатам
ü ритмичность и напряженность деятельности: они определяют психологическое состояние и влияют на качество работы
ü интеллектуальный и творческий потенциал работы персонала, а также наличие системы его развития в организации
Наличие такой системы и делает работника управления человеческим капиталом. Потенциал работников управления является критическим фактором развития (особенно в РФ). Экономическая и социальная эффективность человеческого капитала определяется следующими характеристиками.
Характеристики системы управления:
· централизация и децентрализация управления. От них зависит свобода проявления индивидуальных человеческих качеств и траектория развития карьеры
· интеграция и дифференциация деятельности. Интеграция – это сближение, объединение, сплочение. Но это не только положительно, т.к. идет нивелировка личности. Интеграция не должна уничтожать индивидуальность
· коллективизм и индивидуализм. Коллективизм–это фактически тоже уничтожение индивидуальности. Но бывает и наоборот, когда индивидуальные интересы преобладают над коллективными. Это когда лидер силен, и у него доминирует потребность во власти.
· экология персонала: бережное отношение к персоналу, защита от перегрузок, стрессов, поддержка позитивных изменений в организации и планирование всех изменений, которые должны происходить с персоналом вообще и с персоналом управления
Экономика менеджмента.
Аксиома экономики: любая человеческая деятельность для своего осуществления требует ресурсов, которые ограничены. Человеческая деятельность не является исключением. Управление, с одной стороны, распределяет и учитывает затраты на производство, а с другой стороны, само поглощает ресурсы и требует затрат на свое функционирование. Наблюдается тенденция роста затрат на управление. Есть проблема экономии затрат на управление. Управление требует следующих видов ресурсов:
· персонал управления
· материальные ресурсы
ü информационные ресурсы
ü финансовые ресурсы
ü затраты на технику
Тенденция роста затрат на управление обусловлена усложнением объектов управления. Вложение средств в управление является сегодня одним из лавных факторов роста эффективности производства. Экономический результат управления проявляется в увеличении производительности труда и в экономии времени.
СХЕМА с 105
Принципы и факторы эффективного менеджмента.
Время и пространство – важные ресурсы управления. Необходима экономия времени и рациональное использование пространства. Время – невосполнимый ресурс. Кроме того, необходимо расставлять приоритеты. Задача управленца – решить, чему отдать предпочтение:
ü если технике – то это технократическое управление
ü если персоналу – это социально ориентированное управление
Использование ресурсов еще не означает эффективности. Эффективность возникает, когда использование дает наилучший результат.
Принципы, определяющие эффективность современного менеджмента:
· принцип приоритетов:
ü обеспечение мотивации
ü профессионализм управления
ü развитие персонала
· принцип критических факторов. Критическими факторами являются время, наличие информационных технологий, наличие достоверной и релевантной информации, корпоративность.
· принцип стратегической ориентации – это последовательная реализация миссии, организации, повышение качества продукции, креативность
Факторы эффективности управления:
· доступность ресурсов и возможность их пополнения и накопления
· своевременность управленческих решений
· оперативность управления
· использование новых технологий
· экономия времени
· стратегия реализации значимых целей, целеполагания в управлении и получения реальных результатов
Комплекс показателей реальных результатов:
ü производительность и темпы ее прироста
ü качество
ü ритмичность работы
ü инновационность
ü профессионализм
Результат управления можно рассматривать как непосредственный и опосредованный.
Непосредственные результаты управления:
· управленческие решения
· согласованность действий
· социально-психологическая атмосфера в коллективе
· профессионализм
· экономия времени