Теория иерархии потребностей А. Маслоу.

ЛЕКЦИЯ 9. ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ.

Содержательные теории мотивации.

Содержательные теории мотивации определяют и изучают потреб­ности, побуждающие людей к действию. К числу таких теорий относят теории А. Маслоу, Д. Макклелланда и Ф. Герцберга.

Согласно этой теории, успех побуждения работников к труду зависит от того, насколько правильно учтены актуальные потребности человека. Все потребности человека А. Маслоу сводит в строгую иерархию (схема).

Согласно А. Маслоу, люди прежде всего удовлетворяют свои первичные потребности, а затем вторичные потребности в показанной пирамидой после­довательности. Руководители должны тщательно изучать, какие активные потребности движут подчиненными, и соответственно изменять методы их удовлетворения. Менеджеры, работающие на международном уровне, должны иметь в ви­ду, что относительная значимость различных потребностей людей может ме­няться в различных странах в зависимости от уровня их развития. Пирамида потребностей:

1) физиологические потребности, т.е. те, которые необходимы для выживания: еда, питье, репродукция…

2) потребность в безопасности и защищенности, т.е. уверенность в будущем.

Эти 2 типа потребностей относятся к первичным. Остальные потребности включаются только после удовлетворения этих потребностей.

3) социальные потребности: чувство взаимодействия, поддержка, любовь, дружба, общение

4) потребность в уважении, признании личных качеств

5) потребность в самовыражении, самореализации.

Это вторичные потребности. И если первичные потребности должно осуществлять общество, то вторичные – организация.

Методы удовлетворения социальных потребностей (по Маслоу):

· давать сотрудникам работу, которая позволяла бы им общаться

· создавать на рабочих местах дух единой команды

· проводить с подчиненными периодические совещания

· не разрушать неформальных групп, если они не наносят организации реального ущерба

· создавать условия для социальной активности персонала организации вне ее рамок

Методы удовлетворения потребности в уважении:

· предлагать подчиненным более содержательную работу

· обеспечить положительную обратную связь с достигнутыми результатами

· привлекать подчиненных к формулировке целей и выработке решений

· отмечать подчиненных, чьи результаты выше средних

· делегировать подчиненным дополнительные права и полномочия

· продвигать подчиненных по служебной лестнице

· обеспечивать обучение, переподготовку, повышение квалификации и уровня компетентности персонала

Методы удовлетворения потребностей в самовыражении:

· обеспечить подчиненным возможности полного использования их потенциала

· давать им сложную важную работу, требующую от них полной отдачи

· поощрять и развивать творческие способности подчиненных

Плохо управляемые подчиненные:

· ленивые

· злые, агрессивные, раздражительные

· беспомощные, запрограммированные на неудачу

· эмоциональные

· аморальные, т.е. которые ради собственного удовольствия наносят другим ущерб

· ожесточенные, которые постоянно носятся со старыми обидами

· уклоняющиеся, которые активно избегают общественной ответственности и всяческих связей

· неумные – делают ограниченные и неверные умозаключения

· самоуверенные

· запуганные, которые ограничивают контакты