Теория иерархии потребностей А. Маслоу.
ЛЕКЦИЯ 9. ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ.
Содержательные теории мотивации.
Содержательные теории мотивации определяют и изучают потребности, побуждающие людей к действию. К числу таких теорий относят теории А. Маслоу, Д. Макклелланда и Ф. Герцберга.
Согласно этой теории, успех побуждения работников к труду зависит от того, насколько правильно учтены актуальные потребности человека. Все потребности человека А. Маслоу сводит в строгую иерархию (схема).
Согласно А. Маслоу, люди прежде всего удовлетворяют свои первичные потребности, а затем вторичные потребности в показанной пирамидой последовательности. Руководители должны тщательно изучать, какие активные потребности движут подчиненными, и соответственно изменять методы их удовлетворения. Менеджеры, работающие на международном уровне, должны иметь в виду, что относительная значимость различных потребностей людей может меняться в различных странах в зависимости от уровня их развития. Пирамида потребностей:
1) физиологические потребности, т.е. те, которые необходимы для выживания: еда, питье, репродукция…
2) потребность в безопасности и защищенности, т.е. уверенность в будущем.
Эти 2 типа потребностей относятся к первичным. Остальные потребности включаются только после удовлетворения этих потребностей.
3) социальные потребности: чувство взаимодействия, поддержка, любовь, дружба, общение
4) потребность в уважении, признании личных качеств
5) потребность в самовыражении, самореализации.
Это вторичные потребности. И если первичные потребности должно осуществлять общество, то вторичные – организация.
Методы удовлетворения социальных потребностей (по Маслоу):
· давать сотрудникам работу, которая позволяла бы им общаться
· создавать на рабочих местах дух единой команды
· проводить с подчиненными периодические совещания
· не разрушать неформальных групп, если они не наносят организации реального ущерба
· создавать условия для социальной активности персонала организации вне ее рамок
Методы удовлетворения потребности в уважении:
· предлагать подчиненным более содержательную работу
· обеспечить положительную обратную связь с достигнутыми результатами
· привлекать подчиненных к формулировке целей и выработке решений
· отмечать подчиненных, чьи результаты выше средних
· делегировать подчиненным дополнительные права и полномочия
· продвигать подчиненных по служебной лестнице
· обеспечивать обучение, переподготовку, повышение квалификации и уровня компетентности персонала
Методы удовлетворения потребностей в самовыражении:
· обеспечить подчиненным возможности полного использования их потенциала
· давать им сложную важную работу, требующую от них полной отдачи
· поощрять и развивать творческие способности подчиненных
Плохо управляемые подчиненные:
· ленивые
· злые, агрессивные, раздражительные
· беспомощные, запрограммированные на неудачу
· эмоциональные
· аморальные, т.е. которые ради собственного удовольствия наносят другим ущерб
· ожесточенные, которые постоянно носятся со старыми обидами
· уклоняющиеся, которые активно избегают общественной ответственности и всяческих связей
· неумные – делают ограниченные и неверные умозаключения
· самоуверенные
· запуганные, которые ограничивают контакты