Проблемные области информационных технологий в области предметно – ориентированных информационных систем.
В наиболее общем виде можно выделить следующие проблемные области: 1) на пртяжении последних десятилетий наблюдается неизменное ускорение темпов роста информации. В связи с этим было дано такое определение: информация – это единственный неубывающий ресурс общества. Следствием роста стал количественный барьер в процессах обработки информации. Выражающихся в том, что иногда информацию нет смысла собирать, хранить, т.к все равно отсутствуют возможности её обработки и рационального использования. 2) искажение и потеря информации из-за возросшего её удельного веса коммуникативных проблем. 3) серьезные трудности порождает наличие межъязыковых, административных. Географических и др. барьеров. 4) практическое приминение информации зачастую становится невозможно из-за её хаотического рассредоточения по различным источникам, так называемое рассеяние информации.
Для решения указанных проблем разрабатываются специальные комплексы, включающие в себя все виды обеспечения.
Особенностью информационных технологий. К которым относится программное и техническое обеспечение по сравнению с традиционными видами обеспечения является качественно – иная сфера их применения. Прежде всего это связано с универсальным характером. Обратной стороной такого универсализма являются сложности, возникающие при создании формальных описаний информационных технологий.
Традиционно выделяется несколько уровней представления информационных технологий. Например: 1) концептуальное представление – дает общую характеристику использования средств.
2) на уровне информационных потоков дается характеристика информации, в зависимости от уровня её нахождения.
3) на уровне инструментальных средств дается подробное описание и характеристика исп. технич. Средств и т.д. Общей характеристикой информационных технологий можно считать охват информационного процесса, общую структуру которого можно представить в следующем виде:
Входная Внутренняя Выходная
Осведомляющая Плановая
Директивная Управляющая
Нормативно- Отчетная
Справочная (статистич, финансовая,
бухгалтерская,налоговая)
Первичная Учетная
Результатом развития информационных технологий стали процессы глобальной информатизации общества. Это означает, что всё большую часть времени специалисты различных областей тратят на поиск и обработку необходимой им информации. Это в свою очередь означает, что всё большая часть членов общества оказывается втянутой в профессиональную деятельность в рамках информационных отраслей экономики, удельный вес которых неуклонно возрастает. В последнее время ( 10-15 лет ) произошёл существенный революционный сдвиг в структуре рынка информационных технологий, т.е. программных и технических средств. По прогнозам специалистов в этой области в ближайшие 15-20 лет будет происходить насыщение рынка информационных технологий не за счет новых открытий, а за счет развития уже существующих. Вследствие этого, рынок продуктов будет замещен рынком технологий. Одной из перспектив развития информационных технологий в области экономики является применение систем иск. интеллекта ( интеллектуализированные системы ( системы с инт. поддержкой ) ) для принятия управленческих решений. Основным критерием оценки интеллектуализированной информационной системы является её способность самостоятельно принимать решения, накапливать знания и учиться.
Содержательная классификация циркулирующей в разных объектах информации зависит от отраслевой принадлежности и уровня управления (стратегическое, тактическое, оперативное).
Входная информация поступает в орган управления извне. Часть ее, первичная информация, поступает от объекта управления и получается в результате непосредственного измерения или подсчета. Допустим, для фирм, занятых в сфере промышленного производства, это объем выпущенной продукции, количество брака, численность рабочих, время простоев, запасы на складе и т. д., для банков и финансовых компаний - ставка рефинансирования, объем активов и пассивов, кредитов и депозитов, действующие нормы выплат по ним и т. д. Первичная информация теснее всего соприкасается с конкретной стороной деятельности управляемых экономических объектов, причем включает как медленно изменяющиеся (условно постоянные – наименование организации, адрес), так и оперативные данные.
Особенностью первичной информации является то, что она очень часто содержит объемные характеристики работы объекта. На основании этих объемных характеристик с использованием нормативно-справочных данных в дальнейшем получается подробная оценка фактического состояния и динамики управляемого объекта. С точки зрения процесса управления, первичная информация выполняет роль обратной связи, поступающей от управляемого объекта и показывающей достигнутые результаты, а также отклонения от нормативного функционирования объекта. Остальная часть входной информации - ее иногда называют внешней и условно делят на осведомляющую и директивную - поступает из сторонних по отношению к управляющей системе органов. Директивная информация исходит из вышестоящих органов и в зависимости от характера подчиненности может включать параметры и условия формирования обязательных (налоговых) выплат, плановые задания и их корректировки, выделенные лимиты. Осведомляющая информация поступает от вышестоящих органов, а также от контрагентов - это фирмы, предприятия и организации, связанные с объектом управления. Это поставщики, подрядчики, транспортные организации, финансовые институты (банки, пенсионные фонды, страховые компании). Если директивные данные непосредственно влияют на цели функционирования объекта, то осведомляющие определяют условия его работы.
Директивные и осведомляющие данные, в отличие от первичных, преимущественно имеют стоимостной или безразмерный характер.
По частоте изменения и форме использования выделяют нормативно-справочную информацию. Это экономические, технологические, материальные и трудовые нормативы, расчетные коэффициенты, каталоги, номенклатурные справочники. Нормативно-справочная информация отличается большей стабильностью и, как правило, проще организуется в однородные массивы. Нормативно-справочная информация так же, как и входная, является исходным материалом для последующей обработки и поступает в орган управления извне. По этому признаку ее можно было бы отнести к входной информации, но в отличие от последней нормативно-справочная информация используется многократно и после первоначального ввода длительное время хранится в системе управления. Поэтому мы считаем необходимым включить ее в состав внутренней информации, то есть информации, хранимой и обрабатываемой внутри системы управления. Наиболее характерными операциями ее обработки являются выборка из соответствующих массивов и обновление. При создании информационных систем специфика хранения, обновления и использования нормативно-справочной информации обусловливает ее выделение вместе со средствами поиска и обновления в отдельную подсистему.
Из нормативно-справочной и входной информации в результате обработки получается все обилие производной информации. Методы обработки могут быть самыми разными, от простой передачи, агрегирования и группировки до сложных экономических расчетов, граничащих с анализом. Производная информация, полученная в результате таких расчетов, отражает более сложные экономические характеристики производства: себестоимость разных видов продукции, производительность труда, рентабельность. Для сравнения текущей работы объекта с директивными заданиями часть производной информации выражается в тех же показателях, что и директивные задания. Однако производная информация неизмеримо шире по составу и форме представления, чем входная и выходная, поскольку она отражает все разнообразие используемой информации и сложность ее обработки. Она во многом зависит от типа экономико-математических моделей, которые используются при организации процессов управления. Получение производной информации является целью обработки и определяет выбор соответствующих методов.
В обработке как процессе преобразования информации можно выделить этап получения прогнозной, плановой и учетной информации. Учетная информация относится к фактическому процессу производства и его конкретным экономическим условиям. В нее входят как первичная информация, так и часть производной. Это данные о фактическом выпуске продукции по стоимости, номенклатуре и качеству, о затратах ресурсов, потерях, запасах, использовании оборудования, начисленной заработной плате, налоговых и премиальных выплатах и др. Они получаются из первичных данных с использованием принятых нормативов, тарифов, цен, ставок и других видов нормативно-справочной информации. Специфика учета как функции управления определяет специфику обработки учетной информации и необходимость ее первоочередной автоматизации.
Учетная информация описывает уже совершившиеся процессы, реально существующие условия. Она определенна и не зависит от последующих действий или принимаемых решений. В отличие от нее прогнозная и плановая информация может корректироваться при изменении условий или целей. Расчеты учетных и плановых данных образуют в некотором смысле встречные потоки. В процессе расчетов учетные данные в основном агрегируются, группируются и идут от натуральных показателей к стоимостным, а плановые данные - наоборот, от стоимостных и укрупненных натуральных показателей к детальным данным технической подготовки и обеспечения производства.
Учетная и плановая информация является основой всего процесса управления, включая регулирование, анализ, прогнозирование, контроль и другие функции. Так, оценка деятельности фирмы получается при прямом сравнении соответствующих показателей учетных и плановых данных. Вместе с нормативно-справочной учетная и плановая информация оказывается внутренней для органов управления и при создании информационных систем должна храниться в ее информационной базе. Над ней проводятся наиболее сложные виды обработки, обеспечивая решение управленческих задач. Окончательным итогом обработки можно считать получение выходных данных. Выходными их называют потому, что подразумевается управление ими (или контроль) со стороны вышестоящих (внешних) органов. Обычно данные при этом физически не удаляются, а участвуют в последующих циклах обработки.
Информация, поступающая к вышестоящим органам, имеет характер отчетности и имеет установленные формы статистические, налоговые, финансовые. Она значительна по объему. Деление выходной информация на управляющую и отчетную оказывается условным, так как она может пересекаться, содержать одни и те же данные. К выходным относят также данные, поступающие к другим подразделениям и являющиеся для них осведомляющими. То есть она делится на ту, которая предназначена для внешних пользователей и внутренних.
Большая часть экономических данных выражена в форме показателей, состоящих из названия переменной величины, представленного набором качественных признаков, и количественного основания. Показатели оказываются теми элементами, с помощью которых описываются экономические объекты и процессы, причем минимальными элементами, достаточными для образования документа. Под обработкой данных понимается получение расчетным или аналитическим путем новых показателей, составление новых данных из имеющихся показателей.
Некоторую часть информации нельзя выразить через показатели. Например, такие, как методические материалы, структура объекта, модель его функционирования, технология производства, методы решения задач и т. д. Такая информация не выражена в конкретно-числовой форме, но она может быть представлена в графической форме, с помощью блок-схемы или описана текстом. Она используется в экономическом управлении в неявном виде, задает условия принятия решений, служит для содержательного качественного анализа. При создании информационных систем на ее основе определяются методы и очередность (схема) обработки, а также реализующие их программы.