III. Закрепление изученного материала.
II. Изучение нового материала.
Ход урока
III. Итог урока.
II. Тренировочные упражнения.
I. Повторение изученного материала.
Ход урока
Урок 6
Цели: способствовать выработке умений и навыков в применении признаков делимости на 10, на 5 и на 2 при выполнении упражнений и решении задач.
1. Устно решить № 41 (4-е и 5-е задания каждого столбика).
2. Устно решить № 50, 51.
3. Сформулировать признаки делимости на 10, на 5 и на 2.
4. Игра «Кто самый внимательный».
Учитель называет любые числа, делящиеся на 2, на 5 или на 10 и не делящиеся на 2, на 5, на 10. Если числа делятся на 2, на 5 или на 10, то ученик поднимает руку; если не делятся на 2, или на 5, или на 10, то не поднимают руку.
1. Какие из чисел 6754, 8755, 9348, 10020, 20037, 108025, 60029 и 10000 делятся: а) на 2; б) на 5; в) на 10.
2. Напишите два пятизначных числа: а) кратных 2; б) кратных 5.
3. Напишите два шестизначных числа: а) кратных 2 и 5; б) крат-ных 5 и 10.
4. Запишите все четные числа, которые удовлетворяют неравенству 257 < x < 270.
5. Запишите все нечетные числа, которые удовлетворяют неравенству 1237 < x < 1242, и все нечетные числа, которые удовлет-воряют неравенству 1237 < x < 2395.
6. Устно решить задачи № 32 и № 49.
7. Решить № 38 самостоятельно с последующей проверкой.
8. Устно решить № 34. Сформулировать признаки делимости на 100, на 1000.
9. Решить задачу № 54 (2) на доске и в тетрадях.
Решение.
I способ (арифметический).
1) 110 : 11 = 10;
2) 10 – 9,2 = 0,8.
Ответ: 0,8.
II способ (с помощью уравнения).
Пусть задумано число х.
(х + 9,2) · 11 = 110
х + 9,2 = 110 : 11
х + 9,2 = 10
х = 10 – 9,2
х = 0,8.
Ответ: 0,8.
10*. Как разделить поровну 8 л молока, если молоко находится в восьмилитровом ведре, а имеется 2 пустых бидона – трехлитровый и пятилитровый?
Сформулировать признаки делимости на 2, на 5, на 10, на 100, на 1000.
Домашнее задание: повторить правила п. 2; решить № 55, № 56 (б), № 57 (г).
Урок 7
ПРИЗНАК ДЕЛИМОСТИ НА 9
Цели: изучить признак делимости на 9 и закрепить его знание при решении задач; выработать навыки применения этого признака при выполнении упражнений.
I. Устная работа(10 мин).
1. Решить № 69 (первые и вторые задания каждого столбика).
2. Решить № 61, 66 и 70.
1. Мы изучили признаки делимости на 10, на 5 и на 2, в которых узнали, делится или не делится число на 10, 5 и 2.
Иначе «устроены» признаки делимости на 9 и на 3. На этом уроке мы изучим признак делимости на 9.
2. Узнаем, не выполняя деления, можно ли 846 яиц разложить в 9 корзин поровну. (Решение этой задачи приведено в учебнике на странице 13.)
3. Формулировка признака делимости на 9.
4. Учащиеся называют числа, которые делятся на 9, и находят сумму цифр числа.
5. Делятся ли числа 225, 321, 675, 1004, 2382, 2841, 7235, 6264 на 9?
1. Решить № 62 (самостоятельно).
2. Решить № 64 (б) на доске и в тетрадях.
3. Устно решить № 75.
4. Найдите неизвестную цифру числа, обозначенную *, если известно, что оно делится на 9:
318*; *56; 48 * 25; 8 * 1.
5. Повторить ранее изученный материал, решив задания:
а) № 84 (1; 3) на доске и в тетрадях.
Решение.
1) 17n – 11n – 2n = 511 3) 4x + 6x – x = 21,6
n · (17 – 11 – 2) = 511 x(4 + 6 –1) = 21,6
4n = 511 x (4 + 6 –1) = 21,6
n = 511 ; 4 9x = 21,6
n = 127,75. x = 21,6 : 9
x = 2,4.
Ответ: n = 127,75. Ответ: х = 2,4.
б) Устно решить № 74.
в) Вычислите (54,72 : 5,7 + 1,3 · 4,5) : 5 – 3,01.
Учитель записывает на доске числа:
а) 54,72; б) 15,45; в) 1; г) 0,08.
Учащиеся решают пример, получают ответ и среди этих чисел находят получившийся у них ответ. (Это задание подготавливает учащихся к тестированию.)