ЛЕКЦИЯ 27. КОНСТИТУЦИЯ РФ. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО УСТРОЙСТВА РФ.
Примеры реализации реинжиниринга бизнес-процессов в предметной области
Ставка на ИТ как основной инструмент реинжиниринга является безосновательной в тех случаях, когда под реинжинирингом понимают всего лишь компьютеризацию традиционно сложившихся бизнес-процессов, так как существует опасность полной имитации компьютером имевшихся недостатков, присущих неэффективным бизнес-процессам. Поэтому внедрению информационных технологий должны предшествовать коренная перестройка внутрифирменного управления, а затем встраивание информационных технологий во все обновленные бизнес-процессы.
Так, например, компания IBM Credit могла бы на основе внедрения компьютерной сети в существовавшую организационно-управленческую систему ускорить прохождение заявок на кредиты всего лишь на 10%. В то же время компьютеризация подвергшихся реинжинирингу бизнес-процессов обеспечила более чем 90%-ный рост производительности.
Компания Ford в случае компьютеризации существовавшего процесса платежей своим поставщикам могла бы отказаться от 100 из 500 сотрудников отдела по работе со счетами поставщиков, а путем реинжиниринга этого процесса с последующей его компьютеризацией она сократила численность сотрудников этого отдела на 400 человек.
Компания Kodak могла бы за счет использования современных рабочих станций автоматизированного проектирования всего на несколько суток сократить существовавший процесс разработки новой продукции и необходимого технологического оборудования. Однако на основе компьютеризации прошедшего реинжиниринг процесса было достигнуто 50%-ное сокращение сроков разработки.
5. Обзор систем автоматизированного проектирования КИС
Проектирование КИС означает описание реализации бизнес-процедур, разработку системы настроек, унификацию справочников и т.п. Поэтому проектирование необходимо не только для написания систем «с нуля», но и для модификации или адаптации серийных готовых КИС.
При проектировании современных КИС применяются различные концепции и методологии, которые используются для описания, анализа и оценки многих аспектов работы предприятия. Для функционального и информационного моделирования, анализа и проектирования бизнес-процессов применяются инструментальные средства автоматизации разработки (CASE-средства), поддерживающие различные методологии. В зависимости от того, внедряется ли готовая КИС, либо предполагается разработка заказной системы, используется наиболее подходящая для выбранной системы методология и средство моделирования.
Понятие CASE (Computer Aided Software Engineering) используется в настоящее время в весьма широком смысле. Первоначальное значение этого понятия, ограниченное только задачами автоматизации разработки программного обеспечения, в настоящее время приобрело новый смысл, охватывающий большинство процессов жизненного цикла разрабатываемых систем.
CASE-технология представляет собой совокупность методов проектирования программного обеспечения, а также набор инструментальных средств, позволяющих в наглядной форме моделировать предметную область, анализировать эту модель на всех стадиях разработки и сопровождения и разрабатывать приложения в соответствии с информационными потребностями пользователей.
Большинство существующих CASE-средств основано на методах структурного или объектно-ориентированного анализа и проектирования, использующих спецификации в виде диаграмм или текстов для описания внешних требований, связей между моделями системы, динамики поведения системы и архитектуры программных средств.
При классификации CASE-систем в основном учитываются два признака:
охватываемый этап процесса разработки ИС;
степень интегрирования: отдельные локальные средства; набор не интегрированных средств, охватывающих большинство этапов разработки ИС, и полностью интегрированные средства, связанные общей базой проектных данных.
Стратегия выбора CASE-системы для конкретного применения зависит как от целей и потребностей самого проекта, так и от квалификации вовлеченных в процесс проектирования специалистов. В большинстве случаях одно средство не может покрыть все потребности проекта, поэтому целесообразно использовать набор средств. Например, одни средства наилучшим образом подходят для анализа, а другие – для проектирования.
Современные CASE-средства охватывают обширную область поддержки многочисленных технологий проектирования ИС: от простых средств анализа и документирования до полномасштабных средств автоматизации, покрывающих весь жизненный цикл ИС.
Наиболее трудоемкими этапами разработки ИС являются этапы анализа и проектирования, в процессе которых CASE-средства обеспечивают качество принимаемых технических решений и подготовку проектной документации. При этом большую роль играют методы визуального представления информации. Это предполагает построение структурных или иных диаграмм в реальном масштабе времени, использование многообразной цветовой палитры, сквозную проверку синтаксических правил. Графические средства моделирования предметной области позволяют разработчикам в наглядном виде изучать существующую ИС, перестраивать ее в соответствии с поставленными целями и имеющимися ограничениями.
Обычно к CASE-средствам относят любое программное средство, автоматизирующее ту или иную совокупность процессов жизненного цикла ИС и обладающее следующими основными характерными особенностями:
- мощные графические средства для описания и документирования ИС, обеспечивающие удобный интерфейс с разработчиком и развивающие его творческие возможности;
- интеграция отдельных компонент CASE-средств, обеспечивающая управляемость процессом разработки ИС;
- использование специальным образом организованного хранилища проектных метаданных (репозитория).
Классификация CASE-средств по типам в основном совпадает с их компонентным составом и включает следующие основные типы:
- средства анализа, предназначенные для построения и анализа моделей предметной области;
- средства анализа и проектирования, поддерживающие наиболее распространенные методологии проектирования и использующиеся для создания проектных спецификаций (выходом таких средств являются спецификации компонентов и интерфейсов системы, архитектуры системы, алгоритмов и структур данных);
- средства проектирования баз данных, обеспечивающие моделирование данных и генерацию схем баз данных (как правило, на языке SQL) для наиболее распространенных СУБД;
- средства разработки приложений;
- средства реинжиниринга, обеспечивающие анализ программных кодов и схем баз данных и формирование на их основе различных моделей и проектных спецификаций.
В качестве примера систем автоматизированного проектирования можно привести следующие CASE-средства:
BPWin - (новое название – All Fusion Process Modeller) – средство визуального моделирования бизнес-процессов. Поддерживает три методологии моделирования: функциональное моделирование (IDEF0); описание бизнес-процессов (IDEF3); диаграммы потоков данных (DFD). BPwin дает возможность наглядно представить любую деятельность или структуру в виде модели, что позволит оптимизировать работу организации, проверить ее на соответствие стандартам, спроектировать оргструктуру, снизить издержки, исключить ненужные операции, повысить гибкость и эффективность.
ERwin – средство концептуального моделирования баз данных (БД), использующее стандарт IDEF1X. ERwin реализует проектирование схемы БД, генерацию ее описания на языке целевой СУБД (ORACLE, Informix, Ingres, Sybase, DB/2, Microsoft SQL Server, Progress и др.) и реинжиниринг существующей БД. ERwin выпускается в нескольких различных конфигурациях, ориентированных на наиболее распространенные средства разработки приложений.
ARIS ToolSet – многопользовательская среда описания и анализа рабочих процессов предприятий, поддерживающая разработку сложных гетерогенных информационных систем (ARIS – Architecture of Integrated Information System – Архитектура Интегрированных Информационных Систем) и сопровождающая весь цикл разработки (анализ – проектирование – реализация).
ARIS поддерживает четыре типа моделей, отражающих различные аспекты системы:
- организационные модели, представляющие структуру системы – иерархию организационных подразделений, должностей и конкретных лиц, связи между ними, а также территориальную привязку структурных подразделений;
- функциональные модели, содержащие иерархию целей, стоящих перед аппаратом управления, с совокупностью деревьев функций, необходимых для достижения поставленных целей;
- информационные модели, отражающие структуру информации, необходимой для реализации всей совокупности функций системы;
- модели управления, представляющие комплексный взгляд на реализацию бизнес-процессов в рамках системы.
Система бизнес-моделирования ОРГ-Мастер – многопользовательская среда моделирования и организации деятельности предприятия, поддерживающая системный и процессный подходы к ведению бизнеса на основе информационных моделей. В среде ОРГ-Мастер осуществляется разработка интегрированной бизнес - модели предприятия, включающая модели структур, отношений и процессов. ОРГ-Мастер позволяет создать описание предприятия (модели процессов, структур и организации данных). Полнота описания достаточна, как для проектирования КИС, так и повседневного наблюдения и контроля организации деятельности компании. В состав КИС ОРГ-Мастер может входить в качестве специальной организационной подсистемы.
Oracle Process Modeller – средство моделирования процессов. Является частью мощного CASE-инструмента Oracle Designer. Центральной частью пакета является репозиторий, содержащий спецификации проекта на всех его этапах и обеспечивающий согласованную работу всех его участников. Имеет возможность анимации процессов и расчета их стоимостных характеристик. Требует установки СУБД Oracle, и в автономном режиме не работает (очень удобно для коллективного использования).
6.Оценка эффективности внедрения информационных систем
Внедрение КИС на предприятии дает ряд экономических выгод, под которыми подразумевается получение реальной экономической отдачи от использования всей системы или отдельных функциональных блоков.
В общем случае, внедрение КИС позволяет компаниям достичь следующих результатов:
1. снижение операционных и управленческих затрат;
2. экономия оборотных средств;
3. уменьшение цикла реализации;
4. снижение коммерческих затрат;
5. снижение страхового уровня складских запасов;
6. уменьшение дебиторской задолженности;
7. увеличение оборота средств в расчетах;
8. увеличение оборота материальных запасов.
Таким образом, увеличивается ликвидность предприятия за счет:
- изменения структуры его активов;
- уменьшения в доле оборотных активов дебиторской задолженности;
- более эффективного использования средств предприятия за счет увеличения общей оборачиваемости как всего капитала в целом, так и отдельных его частей;
- снижения потребности предприятия в оборотных средствах за счет повышения ритмичности работы;
- уменьшения запасов и внедрения прогрессивных методов их планирования и контроля.
Это основные элементы, определяющие прямой экономический эффект от внедрения современной КИС.
Для того чтобы оценить отдачу от внедрения КИС на конкретном предприятии в денежном выражении, необходимо соотнести приведенные выше показатели с реальными финансовыми показателями предприятия.
Вместе с этим для оценки эффективности КИС необходимо также рассматривать и не денежные "бонусы" повышения эффективности организации:
Повышение "интеллектуальности" бизнеса (оперативное наличие больших объемов релевантной информации позволяет управленцу принять перспективное, упреждающее решение).
Оптимизация планирования (своевременный доступ всех заинтересованных пользователей к важной информации, находящейся в одной централизованной БД).
Усовершенствование процессов принятия решений. Решения становятся более обоснованными, если они подкреплены достоверной и оперативной информацией. Кроме того, экономится время, уходившее ранее на анализ второстепенных деталей, а специалисты, принимающие решения, теперь не тонут в море ненужных фактов.
Повышение рыночной привлекательности компании – рынок благосклонен к тем компаниям, которые демонстрируют внимание к деталям своей деятельности, и, более того, их полноценному анализу.
Расширение информационной компетентности – чем большее количество сотрудников имеет доступ к корпоративным данным, тем "умнее" и мобильнее становится организация в целом.
Создание единой среды сотрудничества (организация приобретает мощный заряд развития, ведь каждый из ее членов работает на достижение прозрачных, понятных и, главное, общих целей).
Таким образом, внедрение КИС следует рассматривать как инвестиционный проект, направленный на приобретение новых конкурентных преимуществ и получение реальной экономической отдачи от вложенных в систему средств.
Для оценки эффективности внедрения ИС можно использовать следующие показатели:
1. возврат инвестиций (ROI – return on investment);
2. совокупную стоимость владения (TCO – total cost of ownership);
3. анализ выгодности затрат (CBA – cost-benefits analysis).
Один из основных показателей оценки эффективности внедрения – совокупная стоимость владения (TCO). При расчете ТСО учитываются как первоначальные затраты (на внедрение), так и все последующие затраты (на эксплуатацию, доработку и т. п.). Недостаток использования этого показателя заключается в том, что он позволяет оценить лишь расходы на внедрение и эксплуатацию ИС. Поэтому расчет только ТСО не дает полного представления о целесообразности использования системы: чем больше пользователей работают в единой системе и чем сложнее бизнес-процессы, тем выше будет ТСО. Однако и польза от установки подобной системы будет значительно выше. Поэтому необходимо учитывать не только затраты, но и выгоды от внедрения ИС, которые определяются с помощью показателя возврата инвестиций (ROI). Этот коэффициент позволяет оценить рентабельность вложений в покупку и внедрение ИС и рассчитывается по формуле:
ROI = (Выгоды от внедрения системы – ТСО) / ТСО х 100%.
Однако многие выгоды от использования ИС на стадии принятия решения о выборе системы нельзя оценить в количественном выражении. В таких ситуациях для оценки эффективности внедрения системы целесообразно проводить анализ выгодности затрат (СВА). СВА основывается на сравнении двух альтернативных вариантов (без сравнения применять этот метод не имеет смысла). При оценке предполагаемой эффективности внедрения ИС рассматриваются варианты работы, как с использованием системы, так и без ее применения. При этом подсчитываются возможные потери в случае, если проект внедрения не будет реализован.
Чтобы выбрать оптимальный вариант, необходимо сравнить выгоды от проекта и затраты, требуемые для его реализации. При этом учитываются как количественные показатели (например, затраты на приобретение программы, оборудования, ускорение оборачиваемости запасов, увеличение производительности труда), так и качественные (например, большая лояльность клиентов благодаря повышению эффективности их обслуживания).
В зависимости от корпоративных требований или задач, стоящих перед компанией, она может разработать собственные показатели для анализа эффективности внедрения системы. В основе таких показателей, как правило, лежит оценка предполагаемых выгод от внедрения ERP-системы и затрат на ее использование.
КОНСТИТУЦИЯ – ЭТО ОСНОВНОЙ ЗАКОН , ЗАКРЕПЛЯЮЩИЙ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ