Прикладные СППР служат для поддержки решения отдельных прикладных задач в конкретных ситуациях.

Рис. 10.2

 

Работа первого уровня экспертной поддержки осуществляется исходя из концепции типовых решений, в соответствии с которой часто возникающие проблемные ситуации можно свести к некоторым однородным классам решений, т. е. к некоторому типовому набору альтернатив (альтернатива– от лат. alter – один из двух), ситуация, в которой надлежит произвести выбор одной из двух исключающих друг друга возможностей (эти возможности также нередко называются альтернативами)). Для реализации экспертной поддержки на этом уровне создается информационный фонд хранения и анализа типовых решений. Если возникающая проблемная ситуация не ассоциируется с имеющимися классами типовых альтернатив, в работу должен вступать второй уровень экспертной поддержки управленческих решений. Этот уровень генерирует альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных, правил преобразования и процедур оценки синтезированных альтернатив.

 

Для проведения задач анализа и пред проектного исследования практическое применение получили системы поддержки принятия решений (СППР) и экспертные системы (ЭС), которые строятся на принципах искусственного интеллекта. В основе построения лежат продукционный подход, семантические сети, фреймы и языки искусственного интеллекта (например Prolog и Lisp). (Фреймы – совокупности взаимосвязанных данных, позволяющих точно определить характер объекта. СППР и экспертные системы могут включать в себя одновременно весь спектр вышеуказанных моделей и средств).

Система поддержки принятия решений (СППР) – система, обеспечивающая лицо, принимающее решение (ЛПР), необходимыми для принятия решения данными, знаниями, выводами и/или рекомендациями.

Использование СППР позволяет лицу, принимающему решение (ЛПР):

Ø осуществлять быстрый доступ к информации, накопленной в компьютере или /и в компьютерной сети;

Ø осуществлять оптимизацию или интерактивную имитацию, основанную на математических или эвристических моделях;

Ø находить в базах данных принятые ранее решения в ситуациях, подобных исследуемым;

Ø использовать знания лучших в своей области специалистов, включенные в базы знаний экспертных систем;

Ø представлять результаты в наиболее подходящей форме и т.д.

 

Информационно-аналитическая СППР – это класс человеко-машинных систем, предназначенных для оказания помощи ЛПР в их профессиональной деятельности по использованию данных, знаний и моделей при подготовке и принятии обоснованных решений.

Процесс принятия решений (ППР) может протекать по двум основным схемам: интуитивно-эмпирической (основанной на сравнении проблемной ситуации с ранее встречавшимися схожими ситуациями) и формально-эвристической (основанной на построении и исследовании модели проблемной ситуации).

Главное для СППР – это то, что все решения в такой системе всегда принимаются людьми. Такие системы выступают в роли помощника, который позволяет расширить способности человека, но не заменяет его мнение или систему предпочтений, и предназначены для использования в ситуациях, когда процесс принятия решений ввиду необходимости учета субъективного мнения не может быть полностью формализован и реализован на ЭВМ. Таким образом, СППР можно определить как человеко-машинную информационную систему, используемую для поддержки действий в ситуациях выбора, когда невозможно или нежелательно иметь автоматическую систему представления и реализации всего процесса оценки и выбора альтернатив.

Наиболее широкой сферой практического применения СППР являются планирование, проектирование и прогнозирование для различных видов управленческой деятельности.

СППР используются в основном на верхнем уровне управления (руководство фирм, предприятий, организаций) при решении как стратегических, так и тактических задач. К таким задачам относятся формирование стратегических целей, планирование привлечения ресурсов, источников финансирования, выбор места размещения предприятий и т. д. Задачи тактического уровня возникают, например, при выборе поставщиков или заключении контрактов с клиентами. Задачи СППР имеют, как правило, нерегулярный характер.

Для задач СППР свойственны недостаточность имеющейся информации, ее противоречивость и нечеткость, преобладание качественных оценок целей и ограничений, слабая формализация алгоритмов решения. В качестве инструментов обобщения чаще всего используются средства составления аналитических отчетов произвольной формы, методы статистического анализа, экспертных оценок и систем, математического и имитационного моделирования. При этом используются базы обобщенной информации, информационные хранилища, базы знаний о правилах и моделях принятия решений.

Обобщенная схема СППР приведена на рис.1.

 

 

Рис.1

 

Особенности СППР наиболее ярко проявляются в рамках следующих классификационных признаков:

Ø концептуальные модели – выделяютподходы, основанные на использовании идеологии информационных систем, искусственного интеллекта, и инструментальный подход;

Ø решаемые задачи (степень новизны, характер описания проблемы и пр.) – в зависимости от специфики решаемых задач и функциональной завершенности выделяют СППР с жесткой и программируемой структурой;

Ø области применения (сфера деятельности) –

Традиционно в качестве областей применения СППР выделяют: микроэкономику, макроэкономику, офисную деятельность, оценку и распространение технологий, юриспруденцию, медицину и другие приложения.

Прогнозирование и планирование деятельности предприятий также является одной из перспективных сфер практического применения СППР.

Основной целью СППР является выработка решения, которая происходит в результате итерационного процесса с участием СППР в роли вычислительного звена и объекта управления – ЛПР, задающего входные данные и оценивающего полученный результат.

Окончание итерационного процесса происходит по воле ЛПР.

В рамках «интеллектуальных систем», основанных на знаниях, СППР отличаются от экспертных систем их существенным различием в целевой направленности:

СППР призвана помочь ЛПР в решении стоящей перед ним проблемы,

ЭС – заменить человека при решении частной проблемы принятия решения.

 

Можно выделить два подхода к созданию СППР:

Ø нормативный, в котором решение разрабатывается с точки зрения его рациональности и основой которого является наука об управлении и исследовании операций;

Ø дескриптивный, основанный на традициях искусственного интеллекта и методологии экспертных систем.

Прогресс последних лет выражается в интеграции в парадигму СППР систем, основанных на знаниях, что позволяет получать советы и объяснения предложенного решения. Это является существенным для ЛПР, так как известно, что руководителю, использующему модели, объяснение, почему дана такая рекомендация, столь же важно, как и само предложенное решение.

Эволюция СППР также выражается и уровнем помощи, оказываемой ЛПР – от пассивной поддержки к расширенной, активной поддержке.

На протяжении развития концепции СППР и их внедрения акцент ставился по очереди на каждый из трех элементов: решение, поддержку решения и систему, обеспечивающую эту поддержку.

Решение относится к функциональным и аналитическим аспектам, к критериям выбора альтернатив.

Поддержка относится к обеспечению необходимыми инструментами, к пониманию способов действий ЛПР на пути оказания ему помощи.

Система относится к технологии всего процесса, возможностям, предоставляемым ЛПР.

СППР, для расширения области их применения, в ближайшем будущем должны развиваться гармонически, сочетая нормативный подход с технологиями экспертных систем, акцентируя внимание на понимание способов выработки решения специалистами, используя знания экспертов.

Теоретической основой СППР становится сочетание нормативных методов, искусственного интеллекта и теории систем.