Составляющей служебную, профессиональную и личную тайну

Нормативное регулирование защиты информации,

 

Важнейшую часть объекта правового регулирования информационной безопасности современной России составляют правоотношения, связанные с обеспечением информационной безопасности личности. Интересы личности - ее права и свободы - стоят на первом месте в числе интересов прочих объектов национальной безопасности Россий­ской Федерации, включая и ее информационную составляющую.

Международные гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина закреплены в Конституции нашего государства, в связи с чем сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни того или иного лица без его согласия не допускаются, а конституционные права граждан в области неприкосновенности их личной жизни могут быть нарушены только в строгом соответствии сзаконом1.

Ввиду отсутствия в российском информационном праве четкого и однозначного понятия тайны частной жизни законодатель относит эти сведения, отождествляемые им с личной, семейной тайнами, персональными данными, тайной переписки, телефонных, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица, к конфиденциальной информации. Вместе с тем такая позиция не вполне обоснованна, поскольку информацию о частной жизни физического лица не следует причислять к данному перечню.

Понятие конфиденциальной информации обычно связывается с неразрывным единством трех категорий ее субъектов - собственников (доверителей), владельцев (держателей) и пользователей, тогда как специфика сведений о частной жизни человека в своем исходном виде не предполагает наличия каких-либо иных субъектов, помимо их собственника. Как только информация подобного рода по тем или иным причинам выходит за пределы, контролируемые единолично её собственником, она сразу же превращается в сведения ограниченного доступа иной категории (конфиденциальную информацию или информацию, составляющую государственную тайну). Поэтому сведения о частной жизни физического лица следует относить к особой разновидности информации ограниченного доступа - внутренней информации, статус которой действующим российским законодательством пока не определен.

Особой разновидностью сведений, связанных с неприкосновенностью частной жизни, являются персональные данные граждан. Эти сведения могут содержать в себе отдельные элементы личной тайны, однако главным образом они ассоциируются все же не с частной жизнью граждан, а с документированными данными анкетного, биографического или справочного характера, способствующими идентификации личности своих владельцев. В результате их неправомерного использования для человека могут наступить такие же негативные последствия, как и в случае незаконного разглашения тайны его частной жизни. Поэтому персональные данные гражданина, как и сведения о его частной жизни, также следует относить к внутренней, а не конфиденциальной информации.

В области защиты внутренней информации российское право старается придерживаться международных стандартов, определяющих основные принципы организации автоматизированной обработки сведений личного характера и обеспечения права граждан на защиту персональных данных. Для удовлетворения этих требований в Конституцию РФ включен ряд норм, декларирующих охрану персональных данных1. Кроме того, правовое регулирование оборота данных сведений, как уже отмечалось, предусматривается и некоторыми федеральными законами. Несмотря на это, защита собираемых данных о физических лицах на сегодняшний день организована крайне слабо, персональные данные правопослушных граждан нередко оказываются в руках нечистоплотных дельцов и используются в противоправных целях. Объясняется это отсутствием единого закона, регламентирующего юридическую ответственность за несанкционированное использование этого рода сведений.

 

1 См.: Конституция РФ. Ст. 2; ч. 1 ст. 23; ч. 1 ст. 26; ч. 4 ст. 29 и др.


Пользователям персональных данных подобная информация поступает в ходе непосредственных контактов с их собственниками, а также в ходе контактов с их держателями (владельцами профессиональной тайны), которым сведения, составляющие тайну частной жизни, и персональные данные передаются (доверяются) самими гражданами. В этой связи необходимо уточнить содержание самой профессиональной тайны. В российском законодательстве ее единообразное понятие на сегодняшний день также отсутствует. В действующих нормативных правовых актах говорится лишь о сведениях, связанных профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в Соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. К ним законодатель относит врачебную, нотариальную, адвокатскую тайны, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д. Мнения большинства юристов сводятся к тому, что под профессиональной тайной следует понимать личную и семейную тайну, доверенную представителям некоторых профессий в силу исполнения последними своих профессиональных обязанностей и защищенную от разглашения законом1.

! См., напр.: Петрухин И. Л. Личные тайны (человек и власть). - М.,1998. 12-13.

 

Тем не менее существует и несколько иная точка зрения о том, что понятие профессиональной тайны должно охватывать все без исключения сведения, получаемые представителями различных профессий в силу исполнения ими своих профессиональных обязанностей и защищаемые от разглашения законом. Специалисты считают, что конфиденциальная информация может быть отнесена к профессиональной тайне лишь в том случае, если она отвечает следующим требованиям (критериям охраноспособности права): добровольно доверена или стала известна лицу лишь в силу исполнения им своих профессиональных обязанностей; лицо, которому доверена информация, не состоит на государственной или муниципальной службе (в противном случае информация считается служебной тайной); запрет на распространение информации установлен федеральным законом; информация не относится к сведениям, составляющим государственную тайну; профессиональная тайна направлена на защиту других видов тайн, что свидетельствует о ее производном характере1.

За разглашение сведений, составляющих профессиональную тайну, законодательством предусмотрена дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.

Ряд специалистов относит к категории профессиональной тайны также сведения, содержащие в своей первооснове и коммерческую тайну, правовой режим которой установлен федеральным законодательством. В этом случае несколько видоизменяется характер гражданско-правовой и уголовной ответственности, связанный с разглашением профессиональной тайны.

В информационной деятельности должностных лиц (в том числе сотрудников милиции) профессиональная тайна автоматически трансформируется в тайну служебную. Правовая охрана служебной тайны (так же, как и профессиональной) основывается на разрозненных, нередко противоречащих друг другу положениях различных отраслей права и подзаконных нормативных правовых актов. Отсутствует и четкое понятие служебной тайны. В органах внутренних дел (ОВД) имеется три основных категории сведений, относимых к служебной тайне: 1) информация, непосредственно получаемая от физических или юридических лиц (в ее основе лежат сведения о частной жизни граждан, их персональные данные либо коммерческая тайна); 2) информация, содержащая профессиональную тайну, которую сотрудники ОВД получают в ходе исполнения своих служебных обязанностей от добросовестных держателей; 3) результаты оперативно-служебной деятельности ОВД. Всем эти сведениям необходимо присваивать гриф «ДСП», для них должен устанавливаться соответствующий правовой режим их защиты, за нарушение которого предусмотрена дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.

1 См.: Анищенко И. И. Правовой режим профессиональной тайны: Сборшт научных трудов юридического факультета СевКавГТУ. Вып. 3. — Ставроиощ,, 2004.


Для избежания нарушений закона в ходе решения своих служебных задач сотрудникам ОВД необходимо строго придерживаться определенных нормативных предписаний. В тех случаях, когда после получения конфиденциальной информации от держателей они обретают статус ее пользователей, их основная задача заключается в обеспечении защиты этих сведений от дальнейшего неправомерного доступа к ним. Реализация данных требований основывается на выполнении предписаний соответствующих подзаконных нормативных правовых актов высших исполнительных органов государственной власти и приказов МВД России. В случаях, когда сотрудники ОВД сами намереваются обрести статус держателей информации, составляющей служебную тайну, им прежде всего необходимо позаботиться о неукоснительном выполнении соответствующих правовых предписаний, регламентирующих основания и условия ее добывания, а уже после этого обеспечить их последующую защиту от несанкционированного доступа.