Относимой к государственной тайне

Правовое регулирование состава информации,

Сокращение объема сведений, составляющих государственную тайну. Регулирование состава защищаемой информации Законом «О государственной тайне». Перечень сведений, составляющих государ­ственную тайну. Сведения, которые не могут быть отнесены к госу­дарственной тайне. Правовое регулирование состава информации, относимой к государственной тайне. Основные положения по право­вому регулированию информационных процессов, связанных с секретными сведениями, содержатся в Законе Российской Федерации «О государственной тайне». Статья 2 этого Закона, которая вводит основ­ные понятия и термины в данной области, связывает понятие государ­ственной тайны с понятием безопасности Российской Федерации.

Исходя из баланса интересов государства, общества и граждан, область применения Закона ограничивается определенными видами деятельности: военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной (ст. 5) Крайне важной является сама структура данной статьи, которая устанавливает исчерпывающего перечня сведений, относимых к государственной тайне, путем его жесткого закрепления в Законе, лишь создает законодательную основу для отнесения конкретных сведений к государственной тайне, если для этого имеются соответствующие обоснования. Таким образом появляется возможность перейти от жесткой и неповоротливой перечневой системы общегосударственного засекречивания к системе отраслевых, ведомственных программно-целевых перечней, которые достаточно оперативно могут изменяться в соответствии с происходящими изменениями в экономической и политической жизни страны.

Такой подход наряду с определенными недостатками позволяет системе засекречивания адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, вводить экономические и качественные показатели обоснованности засекречивания, не поддерживать искусственно секретность, наносящую ущерб экономическим интересам Российской Федерации и законным правам граждан.

Регламентация в ст. 6 Закона «О государственной тайне» принципов засекречивания тех или иных сведений формирует основу для создания соответствующих нормативных документов, позволяющих реализовать указанные принципы на практике.

Основополагающим среди них является принцип законности засекречивания. Он устанавливает ориентиры для создания отраслевых, ведомственных или программно-целевых перечней сведений, подле­жащих засекречиванию. Статьи 5 и 7 Закона выделяют из всего информационного пространства с одной стороны область государственных интересов по обеспечению безопасности Российской Федерации (ст. 5), а с другой - сферу интересов общества и его граждан, информация в которой не подлежит засекречиванию (ст. 7),

Только при соблюдении принципа законности может быть достигнут разумный баланс интересов граждан, общества и государства, \ положенный в основу Закона Российской Федерации «О безопасности». Выразителем этого баланса является принцип обоснованности засекречивания, позволяющий из всего многообразия сведений, за­секречивание которых законно, выбрать только те, засекречивание которых еще и целесообразно по экономическим и иным причинам. Реализация этого принципа позволяет разрабатывать методики отнесения сведений к соответствующей степени секретности, предусмотрев в их основе соответствующие критерии экспертной оценки. Это в свою очередь позволяет расходовать средства на защиту только тех сведений, распространение которых действительно способно нанести ущерб безопасности страны.

Принцип своевременности засекречивания позволяет реализовать процедуру предварительного засекречивания сведений и их носителей, т.е. заранее осуществлять защиту сведений в процессе их произ­водства или разработки. Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что засекречивание в контексте ст. 6 Закона рассматривается только как процесс установления ограничений по распростране­нию сведений, иными словами, как процесс отнесения конкретных сведений к государственной тайне уполномоченными на то руково­дителями органов государственной власти1.

В контексте практической реализации рассмотренных статей Закона «О государственной тайне» необходимо упомянуть Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203, которым был утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Он значительно расширяет перечни секретных сведений, фигурирующих в ст. 5 указанного Закона, но в то же время не конкретизирует их, поскольку это не входит в его задачи. Всего в этом перечне предусмотрено 87 типов сведений, конкретное содержание которых определяется ведомственными перечнями федеральных органов исполнительной власти.

1 См.: Постатейный комментарий к Закону РФ «О государственной тайне». -| Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bnti.ru/scpipts/ showart-asp?! v[=&tbl=&aid=393.

 

Определив в ст. 5 рассматриваемого Закона категории сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, т.е. выделив область интересов государства по обеспечению своей безопасности, вполне было бы логично предположить, что остальные категории сведений не подлежат засекречиванию. Иными словами, можно было бы ограничиться принципом: «что не запрещено законом, то разрешено». Вместе с тем, учитывая ограничительный характер Закона перспективу конкретизации его положений рядом подзаконных нормативных актов, было признано оправданным включить в его ее статью прямого действия, которая определяла бы по аналогии со ст. область интересов общества и граждан, засекречивание сведений которой не допускается. Такая миссия и была возложена на ст. 7 данного Закона, которая гласит, что не подлежат отнесению к государст­венной тайне и засекречиванию следующие сведения: о чрезвычай­ных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здо­ровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образовании, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; о привилеги­ях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации; о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации; о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Выделение подобной области интересов гражданского общества и концентрированном виде было признано необходимым еще и потому, что без такой четкой регламентации в Законе было бы сложно поставить вопрос об ответственности должностных лиц за умышленное засекречивание сведений, сокрытие которых способно нанести ущерб его гражданам.. Правильность такого подхода позднее была подтверждена и Конституцией Российской Федерации. В ч. 3 ст. 41 Конституции отмечается, что «сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом»1.

Статья 8 Закона РФ «О государственной тайне» устанавливает три степени секретности сведений, отнесенных к государственной тайне: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Характер­но, что одна и та же категория сведений в зависимости от объема и потенциально наносимого их распространением ущерба государству может иметь различную степень секретности: от «особой важности», если речь идет об обобщенных сведениях, касающихся деятельности целого ведомства, до грифа «секретно», если рассматривается работа его отдельного предприятия или структурного подразделения. Часть 3 рассматриваемой статьи предусматривает разработку единой методики определения размеров возможного ущерба, наносимого го­сударству разглашением тех или иных сведений, т.е. разработку общей базы качественных и количественных экономических и иных критериев, позволяющих в ходе экспертной оценки обосновывать не­обходимость и целесообразность отнесения указанных сведений к го­сударственной тайне. Единый подход к этой работе обеспечивается правилами отнесения сведений к той или иной степени секретности, разработка которых возложена на Правительство Российской Феде­рации2. В настоящее время действующим нормативным правовым ак­том в этой области являются Правила отнесения сведений, состав­ляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870. Они являются обязательными для исполнения органа­ми государственной власти, руководители которых наделены полно­мочиями по отнесению сведений к государственной тайне, при разра­ботке ими развернутого перечня сведений, подлежащих засекречива­нию, а также другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и органи­зациями при подготовке предложений о включении в перечень сведе­ний, собственниками которых они являются.

См.: Ст. 237 УК РФ «Сокрытие информации об обстоятельствах, создаю­щих опасность для жизни или здоровья людей»; ст. 5.39 «Отказ в предоставле­нии гражданину информации», ст. 5.44 «Сокрытие страхового случая», ст. 8.5 «Сокрытие или искажение экологическойинформации» КоАП РФ.

См.: Постатейный комментарий к Закону РФ «О государственной тайне». -|Электронный ресурс| Режим доступа: http://www.bnti.ru/scpipts/ showart.asp?! v[=&tb N&aid ~3 93.

 

В пп. 4-5 Правил отмечается, что для разработки проекта перечни в министерствах и ведомствах должны создаваться экспертные ко­миссии, в состав которых включаются компетентные специалисты, работающие со сведениями, составляющими государственную тайну, В ходе подготовки проекта перечня экспертные комиссии в соответст­вии с принципами засекречивания сведений, установленных Законом РФ «О государственной тайне», проводят анализ всех видов деятель­ности соответствующих органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций с целью определения сведений, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Обоснование необходимости отнесения сведений к госу­дарственной тайне с указанием соответствующей степени секретности осуществляется собственниками этих сведений и оформляется в виде предложений для включения в проект соответствующего уровня.

Проект перечня, разработанный экспертной комиссией, представляется на утверждение руководителю органа государственной власти наделенному полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, который также решает вопрос о целесообразности засекречивания самого перечня. Утвержденные перечни в целях координации работ по защите государственной тайны направляются в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны. После утверждения соответствующие перечни засекреченных сведений доводятся до заинтересованных пользователей.

Порядок рассекречивания сведений, отнесенных к государственной тайне, и их носителей определяется ст. 13 Закона РФ «О государственной тайне». Он предусматривает снятие ранее введенных в предусмотренном указанным Законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ их носителям. Основаниями для рассекречивания сведений является: взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну; изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной. Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности. Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тай­ну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Правом изменения действующих в ор­ганах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделя­ются утвердившие их руководители органов государственной власти, которые несут персональную ответственность за обоснованность при­нятых ими решений по рассекречиванию сведений. Решения указан­ных руководителей, связанные с изменением перечня сведений, отне­сенных к государственной тайне, подлежат согласованию с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны, которая вправе приостанавливать и опротестовывать эти решения.

За нарушение правового режима охраны государственной тайны в соответствии со ст. 26 Закона РФ «О государственной тайне» преду­смотрена дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.

 

' См.: Конституция Российской Федерации. Ст.ст. 23-25.