Процесс разработки товаров

Характеристика этапов жизненного цикла товаров

Жизненный цикл товаров

Дополнительные услуги

В рамках разработки стратегии маркетинга товара дополнительно требуют решения следующие задачи:

§ какие услуги включать в комплект товара

§ какого качества сервис предложить

§ в какой форме предлагать услуги.

 

Основные виды дополнительные услуг:

§ доставка

§ установка (монтаж)

§ надежность поставок

§ технические консультации

§ скидки

§ кредитование

§ послепродажное обслуживание

§ гарантия замены товара

 

Объем необходимых услуг определяется в процессе маркетинговых исследований.

В последнее время предоставляемые услуги могут быть выгодной возможностью при позиционировании товара на рынке и важным преимуществом в конкурентной борьбе.

 

Принятие решений относительно формы предоставляемых услуг:

§ собственными силами

§ силами других (специализированных) организаций.

 

 

§ выведение на рынок

§ рост

§ зрелость

§ упадок

 

Продолжительность каждого из этапов (и графическое изображение) зависит от специфики товара и рынка, маркетинговых усилий, действия конкурентов и т.п.

 

  Выведение на рынок Рост Зрелость Упадок
Сбыт Слабый Быстрорасту-щий Медленнорасту-щий Падающий
Прибыль Ничтожная или отрицательная Максимальная Падающая Низкая
Потребители Любители нового Массовый рынок Массовый рынок Отстающие
Число конкурентов Небольшое Постоянно растущее Большое Убывающее
Основные стратегические усилия Расширение рынка Проникновение в глубь рынка Отстаивание своей доли рынка Повышение рентабельности производства
Затраты на маркетинг Высокие Высокие (чуть ниже) Сокращаю-щиеся Низкие
Основные усилия маркетинга Создание осведомлен-ности о товаре Создание предпочтения к марке Создание привержен-ности к марке Селективное воздействие
Распределение товара Неравномерное Интенсивное Интенсивное Селективное
Цена Высокая Высокая (несколько ниже) Низкая Возрастающая
Товар Основной вариант Усовершенствованный Дифференцированный Повышенной рентабельности

 

 

Производитель может приобрести товар-новинку двумя способами:

§ купив фирму, патент или лицензию на производство чужого товара;

§ благодаря собственным разработкам.

Виды товаров-новинок:

§ преемственное новшество

§ динамичное новшество

§ принципиальное новшество

 

На рынке терпят неудачу до 80% товаров потребительского назначения и до 20% производственных товаров.

 

Основные этапы разработки товара-новинки:

§ формирование идей (источники идей: потребители, ученые, конкуренты, посредники, торговый персонал, инженеры, технологи предприятия, консультанты и др.). Некоторые компании прилагают дополнительные усилия по формированию новых идей и разработке инноваций:

– введение должности менеджера по новым идеям («дикий гусь»);

– использование модели «стратегического прорыва» (General Electric);

– регулярное коллективное генерирование новых идей – мозговые атаки (3M)

§ отбор идей (критерии: согласование с целями фирмы, стратегическими установками и ресурсами)

§ разработка замысла и его проверка (конкретное описание и проведение маркетинговых исследований)

§ разработка стратегии маркетинга (выбор целевого рынка, оценка его размеров, разработка комплекса маркетинга, расчет сметы затрат на маркетинг, а также показателей сбыта, прибыли и доли рынка)

§ анализ возможностей производства и сбыта (технологические и организационные вопросы)

§ разработка товара (создание опытных образцов)

§ испытания в рыночных условиях (проведение маркетинговых исследований)

§ развертывание коммерческого производства и разработка стратегии выхода на рынок (решение вопросов: когда, кому, где, как предложить товар-новинку).