Специфика управления в политической сфере.

Однако указанные причины проведения государственной политики в такой форме дополняются и ориентацией правящих группировок на сокрытие своих истинных целей ради получения узкогрупповой выгоды, а также устойчивыми, не размываемыми временем стереотипами, культурными нормами и традициями деятельности многих работников аппарата управления, привыкших к такой теневой, закрытой от общественности стилистике общения с населением. Другими словами, теневые и полутеневые методы реализации государственных целей свидетельствуют о развертывании государства в сторону интересов крупных корпоративных игроков и прежде всего госбюрократии. В таком случае, как отмечают многие аналитики, правительственные программы нередко становятся формой скрытного перераспределения финансовых потоков между различными элитарными группировками в системе государственного управления. А публично декларируемые цели решения какой-нибудь важной задачи оборачиваются элементарным хищением государственных средств. Понятно, что при таком формате разработки государственной политики публичность становится средством манипулирования верхами общественным мнением.

Однако публичность фиксирует внимание не только на диалоге органов власти и управления с общественностью, но и предполагает учет влияния на процесс разработки и осуществления государственной политики различных факторов внешнего окружения. Это позволяет уточнить содержание фаз и этапов деятельности властей по разработке и осуществлению поставленных государством целей.

Однако необходимо особо подчеркнуть, что в основном ориентируясь на осуществление публичной деятельности, государство было и остается институтом, сочетающим в себе наряду с открытыми для людей дискурсивными практиками еще и полутеневые и теневые способы целеполагания (включающие в себя соответствующие методы диагностики проблем, согласования позиций между центрами власти и иные технологии принятия и реализации решений). В истории существуют многочисленные примеры того, как стратегические цели государства вырабатывались скрытно от общественности, а их реализация носила либо частично декларируемый, либо целиком и полностью закрытый, неявный для населения характер. И только время давало людям возможность понять истинные цели и замыслы властей.

Важно видеть, что теневые и полутеневые способы оценки проблем и выработки целей государственной политики обусловлены не только наличием вопросов, предполагающих конфиденциальность и не рассчитанных на открытость обсуждения с широкой публикой. Например, это может быть связано с проведением тайных операций против государства- противника во время военных действий или же обусловлено задачами сохранения информации, имеющей статус государственной тайны. Например, активная rocyдарственная политика по разработке современных вооружений в бывшем СССРдлительное время носила по преимуществу закрытый для общественности характер. Информационно закрытым характером обладает и большинство современных мероприятий в области обеспечения национальной безопасности, борьбы с международным терроризмом.

Так что присущий государству внешне публичный характер принимаемых решений лучше расценивать как типичную практику, нежели непременное правило деятельности органов государственной власти и управления при разработке своей долговременной политики. Другими словами, публичность при всем своем значении не является постоянным спутником процесса разработки государственной политики, предполагая интервенцию полутеневых и теневых методы ее осуществления.