Военная политика как специфический вид политики

 

Подготовка и ведение войн, создание вооруженных формирований и военно-политических коалиций всегда занимали важное место в политических отношениях. Это «вызвало к жизни» такой специфический вид политики как военная политика.

Военная политика прошла сложный путь становления и развития. Ее зарождение связано с возникновением государств. Обеспечение и реализация их властных полномочий требовали организованной военной силы, ведения вооруженной борьбы как формы разрешения социальных противоречий и достижения политических целей.

В относительно самостоятельный вид военная политика выделилась на рубеже XVIII-XIX веков. Это было обусловлено формированием массовых, регулярных армий, участием в войнах больших людских ресурсов, использованием в военном противоборстве значительных материальных средств. В этих условиях решение об использовании вооруженного насилия в политических целях могло приниматься не в рамках военной стратегии, а только на общегосударственном уровне. Для руководства военной деятельностью необходимы были постоянные учреждения и органы, определяющие политику государства в военной сфере.

Военная политика не является обособленной, абсолютно самостоятельной частью общей политики. Ее составляют определенные аспекты внутренней и внешней политики государства и их разновидностей. Военная политика – это деятельность государства, направленная на создание и обеспечение функционирования военной организации, подготовку и применение средств вооруженного насилия для защиты и реализации национальных интересов.

Военная политика интегрирует политическую, экономическую, научно-техническую и другие виды деятельности государства, ориентирует их на решение конкретных задач обеспечения военной безопасности общества, государства, личности. Военная политика функционально связана с различными сферами жизни общества, опирается на них и обеспечивает необходимые условия для их развития.

Функционирование и реализация военной политики, как особой сферы деятельности государства, имеют свои особенности:

- во-первых, содержание и направленность военной политики предопределяются геополитическим положением страны, уровнем её экономического развития, состоянием демографической ситуации, политической организацией, социокультурными факторами и мобилизационными возможностями общества, а также интересами господствующей элиты. Это обуславливает цели военной политики и ее характер: в одних случаях агрессивный, захватнический, а в других миролюбивый, оборонительный;

во-вторых, содержание военной политики составляют военно-экономическое, военно-политическое, военно-техническое, военно-кадровое, военно-дипломатическое, военно-информационное и другие направления государственной деятельности. Этим обеспечивается реализация национальных интересов в различных сферах общественных отношений, защиту суверенитета, территориальной целостности и конституционного строя страны;

в-третьих, военная политика активно воздействует на различные сферы общественной жизни. Во время войны, она в известной мере подчиняет себе систему управления, экономику, культуру и науку, системы образования и здравоохранения, организуя и мобилизуя их в интересах укрепления и поддержания высокой боеспособности военной организации государства, эффективного ведения вооруженной борьбы.

Формирование и реализация военной политики осуществляется ее субъектами. Основным субъектом военной политики является государство, которое обладает монопольным правом на легальное применение военной силы, вооруженных средств борьбы для достижения политических целей. Кроме государства субъектами военной политики, в зависимости от их места и роли в системе политических отношений, могут быть различные социальные силы и институты: органы местного самоуправления, политические партии, руководящие органы военных и военно-политических блоков и союзов, общественные организации и движения и др. Объектом военной политики является военная организация государства, те сферы жизнедеятельности общества, в которых формируются ресурсы и средства, используемые для обеспечения ее функционирования.

Военная политика имеет определенную структуру. Для ее раскрытия используется два основных подхода – системный и функциональный. На основе системного подхода, военная политика рассматривается, как подсистема общей политики, которую образует военная составляющая экономической, социальной, культурной, информационной и других разновидностей политики государства. В соответствии с этим подходом сама военная политика является системой, структуру которой составляют: военно-политические институты и учреждения; военно-политические интересы, военно-политическое сознание и военно-политические отношения.

Военно-политические институты и учреждения – это организационно оформленные структуры, осуществляющие военную деятельность и предназначенные для решения военно-политических задач. Их составляют: органы государственной власти (Глава государства, Парламент, Правительство, Комитеты (советы) Безопасности, региональные органы власти), военные Комитеты и Штабы, органы военного управления. Кроме того, к военно-политическим институтам и учреждениям относятся организации и службы, составляющие систему жизнеобеспечения военной организации государства (военно-промышленный комплекс, военная прокуратура и т.п.), а также создаваемые гражданами организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны и защите страны (добровольные оборонные и военно-патриотические организации).

Военно-политические интересы представляют собой осознанные, объективно существующие потребности населения конкретной страны в военной безопасности личности, общества и государства. На национально-государственном уровне они выражаются в официальных, доктринально-целевых установках по обеспечению военной безопасности. Военно-политические интересы имеют объективно-субъективную природу. Их объективная природа обусловлена реальными потребностями личности, общества и государства в военной безопасности страны, в ее надежном суверенитете, территориальной целостности и международном авторитете. Военно-политические интересы основываются на национальном достоянии и национальных ценностях, обеспечиваются возможностями экономики, социальным, политическим, духовно-нравственным, интеллектуальным и геополитическим потенциалами общества, военной организацией государства. Субъективная сторона военно-политических интересов проявляется в том, что их конкретными носителями являются индивиды (личности), общество и государство, с присущими только им ценностями и потребностями, устремлениями и установками в обеспечении эффективной военной безопасности.

Военно-политическое сознание в структуре военной политики представлено выработанными обществом идеями и мнениями о роли военного фактора в истории, внутренней и внешней политике государства, идеями защиты отечества и воинского долга, оценочным отношением людей к конкретным войнам и военно-политическим явлениям. Государство и другие властные субъекты в интересах обеспечения широкой социальной поддержки своей военной политики вырабатывают и внедряют в массы идеологические и психологические ценности и установки, способствующие формированию и развитию патриотического военно-политического сознания.

Военно-политические отношения составляют многообразные связи, складывающиеся между индивидами, общностями, государствами, создаваемыми ими институтами и организациями, в процессе их военной деятельности. Эти связи могут быть союзническими, проявляться в тесном сотрудничестве и взаимопомощи субъектов военной деятельности, или конфронтационными, характеризоваться взаимной подозрительностью и отчужденностью, проявляться в противостоянии и даже открытой вооруженной борьбе. Состояние военно-политических отношений между их субъектами определяет содержание и задачи военной политики.

C точки зрения функционального подхода структуру военной политики составляют: военно-политические идеи и принципы, военно-политические решения и планы, практическая деятельность субъектов военной политики по их реализации. Военно-политические идеи и принципы формулируются в военной доктрине и в других государственных правовых и политических документах. Военно-политические решения и планы, разрабатываются органами военно-политического руководства страны и военного управления, носят конкретный ситуативный характер. Практическая деятельность субъектов военной политики по реализации военно-политических идей и принципов, военно-политических решений и планов заключается в руководстве военным строительством и вооруженными силами, в регулировании военно-политических отношений с другими государствами и их коалициями, в руководстве военно-политическими акциями различного масштаба и характера.

Элементы структуры военной политики находятся в тесном единстве и взаимосвязи. Их взаимодействием достигается целостность военной политики, как самостоятельного явления, определяется ее предназначение. В современных условиях военная политика призвана: оценивать возможности, необходимость и пределы применения военной силы для достижения политических целей; определять количественные и качественные характеристики необходимой и достаточной военной силы, направлять процесс военного строительства; вырабатывать методы применения военной силы, способы противодействия потенциальному агрессору и взаимодействия с союзниками, определять характер военных акций. Предназначение военной политики свидетельствует о ее особой роли в системе общественных отношений, обеспечении национальной безопасности и защите суверенитета страны.

Военная политика – специфическая разновидность политики, отражающая социально-политические аспекты ее взаимодействия с военным делом. Она является неотъемлемой частью общегосударственной политики с присущими ей генетическими, родовыми и видовыми атрибутами.