Особенности информационного обеспечения банковских информационных технологий

Информационное обеспечение, его организация определяются соста­вом объектов отражаемой предметной области, задач, данных и совокупностью информационных потребностей всех пользовате­лей автоматизированной банковской системы.

Информационное обеспечение, внемашинное и внутримашинное, включает полный набор показателей, документов, клас­сификаторов, файлов, баз данных, баз знаний, методов их исполь­зования в банковской работе, а также способы представления, на­копления, хранения, преобразования, передачи информации, принятые в конкретной системе для удовлетворения любых ин формационных потребностей всех категорий пользователей в нужной форме и в требуемое время. Ведущим направлением орга­низации внутримашинного информационного обеспечения явля­ется технология баз и банков данных. К организации информаци­онного обеспечения банковской деятельности предъявляется ряд требований. Наиболее важными из них являются: обеспечение для многих пользователей работы с данными в реальном времени; предоставление для обмена информацией возможности экспор­та/импорта данных в разных форматах; безопасность хранения и передачи банковской информации; сохранение целостности ин­формации при отказе аппаратуры.

Информационным фундаментом современных АБС для многопрофильных и многофилиальных банков с возможностя­ми анализа и прогноза являются БнД со структурой данных в базе, обеспечивающей надежное хранение, а также быстрый доступ к различным временным показателям по множеству объектов (документам, счетам, клиентам, филиалам и их груп­пам). Для этого требуются многомерные структуры данных. Появление новых структур и видов ( мультимедийные и пр. ) данных требует совершенствования технологии баз данных.

Развитие теории и практики создания и использования баз данных приводит к более широкому понятию — хранилище данных. Это может быть централизованная база данных, объ­единяющая информацию из разнородных источников и систем и предоставляющая собранные данные по приложениям конеч­ных пользователей.

Единое информационное пространство, созданное на осно­ве технологий информационных хранилищ, служит базой для реализации разнообразных аналитических и управленческих приложений. К ним можно отнести оценку кредитных и стра­ховых рисков, прогноз тенденций на финансовых рынках, вы­явление махинаций с кредитными картами и многое другое.

Концепция хранилища данных означает построение такой информационной среды, которая позволит осуществлять сбор, трансформацию и управление данными из различных источни­ков с целью выработки решений по управлению банком, создаст новые возможности по привлечению прибыли.

По мере того, как преимущества хранилищ данных стано­вились все очевидней, увеличилось число их версий и объем содержащихся в них данных. Самым главным требованием клиента к хранилищу является возможность для конечных пользователей вести работу в диалоге по полному набору биз­нес-данных и получать ответы в приемлемые временные про­межутки. Объем данных должен быть таким, который необхо­дим для поддержки бизнеса. По мере роста объема информа­ции хранилище должно отвечать требованиям устойчивой про­изводительности. Для обеспечения производительности и управляемости хранилища могут использоваться различные программные продукты и инструменты, автоматизирующие об­работку информации и предоставляющие возможность рас­сматривать банковский бизнес в разных аспектах, что оправды­вает любые издержки, связанные с разработкой системы.

Центр тяжести информационного обеспечения современ­ной АБС приходится на полноту отражения специфики предметной области банковского бизнеса. Степень развития этой специфики нагляднее всего проявляется в словаре ин­формационной модели. Если пользовательский интерфейс в системе (меню, экранные формы, отчеты и т.д.) охватывает предметную область наиболее полно (по количеству и объе­му понятий, объектов, процессов), это свидетельствует о близости автоматизированных информационных технологий к реальным задачам банка. Широкий словарь профессио­нальных терминов, отражающих данную область деятельно­сти и выведенный для общения с пользователем (пользовательский интерфейс), характерен для АБС высо­кого уровня и помогает специалистам банка и управляющим принимать стратегические и тактические решения.

Закладываемая в основу АИТ информационная модель должна отражать разнообразие понятий, их назначение, взаи­мосвязи, давать описание характерных сущностей, применяе­мых в банковской предметной области. К ним относятся такие понятия, как документ, операция, клиент, финансовый инст­румент, счет и план счетов, банковский продукт (услуга), поль­зователь (рис.2). Для этих целей разрабатывается стандарт на описание базовых понятий (сущностей), который включает список реквизитов и операций (алгоритмов) по каждому поня­тию, а также форму описания бизнес-процессов как функцио­нальных моделей банка. Стандарт содержит формализованное описание всех действий (алгоритмов), которые происходят при предоставлении клиентам услуг, при внешней и внутренней ра­боте банка.

Одним из новых направлений в создании автоматизирован­ных банковских систем является объектно-ориентированный подход в информационных технологиях.

 
 

 

 


Рисунок 2 - Состав базовых понятий

Подход основан на объединении данных и процедур в рам­ках понятия «объект» в отличие от распространенного струк­турного подхода, при котором данные и процедуры определя­ются и реализуются отдельно.

Важным новшеством современных банковских систем яв­ляются подходы к проектированию информационного обеспе­чения, позволяющие специалистам банка самостоятельно мо­дифицировать и дополнять словарь информационной модели в терминах банковских продуктов или услуг, предоставляемых клиентам. Среди множества понятий, например, первичным является понятие документ (договор, заявка, ордер, распо­ряжение и т.д.). Документ порождает последовательность дей­ствий, которые должны быть выполнены по его исполнению, т.е. операции. Наряду с простыми могут создаваться и сложные операции, формироваться новые услуги — действия, которые необходимо выполнять и отражать их последовательность.

Для расширения предметной области баз данных начато ис­пользование использование механизма гибких классификаторов. Они позволяют наделять объекты новыми признаками (атрибутами) и до­полнять базы данных нестандартными свойствами объектов, Например, дополнительно могут быть введены адрес налоговой инспекции, данные о загранпаспорте, группах банков, клиен­тов, операций. Кроме того, гибкие классификаторы позволяют организовать нужные группировки объектов, удобно использо­вать их при формировании отчетов, поиске и переносе инфор­мации.