Разновидности государственного режима.
Конфедерация.
Федеративное государство.
Федеративное государство представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое союзное государство. Федерациями в настоящее время являются 20 стран мира: Австралия, Австрия Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Россия и т.п. Территорию федерации образуют территории ее субъектов (штат, кантон, республика и т. п.). Внутренние границы федерации могут быть изменены только с согласия ее субъектов.
В федерации существуют два уровня власти: федеральный и республиканский. Полномочия этих органов разграничены федеральной конституцией. Для федерации характерно наличие двойной правовой системы, двойного гражданства, двухпалатного парламента, в котором одна из палат представляет интересы субъектов федерации, а вторая - общенациональные интересы. Внешнеполитические функции осуществляют союзные государственные органы. Субъекты федерации лишены возможности расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации.
Федерации строятся по территориальному (США), национальному (Индия) или смешанному (Россия) признакам, которые и определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.
Конфедерация представляет собой редко встречающуюся форму организации политической общности. По сути, конфедерация не является в строгом смысле слова государством. Обычно конфедерация на практике - это союз нескольких независимых государств, которые объединились для проведения совместной политики в определенных целях (например, для совместной обороны, решения экономических, энергетических, транспортных проблем и т. п.).
Для осуществления согласованной политики государства конфедерации создают органы управления. Решения этих общих органов не имеют прямого действия, а вступают в силу лишь после утверждения их центральными органами власти соответствующих государств. В конфедерации отсутствует единый высший законодательный орган, единое гражданство, а страны - участницы конфедерации в полном объеме осуществляют между. народную деятельность. При этом государства конфедерации могут по своей воле покидать ее и расторгать конфедеративный договор. Обычно конфедерации недолговечны: либо они распадаются на унитарные государства, либо перерастают в федерации. Долгое время примером конфедерации был Швейцарский союз (1291-1798 и 1815-1848гг.). Швейцарская конфедерация представляла собой объединение 23 суверенных кантонов с целью внешней и внутренней безопасности. Постепенно конфедерация преобразовалась в федерацию: в ведение центральных органов были переданы военный бюджет, армия, назначение дипломатических представителей. США 1776-1789гг. также были конфедерацией 13 штатов.
Форма политического и государственного режима: понятие и разновидности.
Понятие «государственный режим».
Государственный режим является наиболее изменчивой частью формы государства. Это обусловлено тем кто и какими методами осуществляет государственную власть. Их выбор зависит от соотношения политических сил в стране. Изменение государственного режима существенно отражается на форме правления и форме государственного устройства.
Понятие «государственный режим» выражает характер существующей власти, ее содержание. Обычно в нем заключено соотношение диктатуры и демократии как принципов организации общественной жизни.
Исторически первым государственным режимом была деспотия (от греч. despotia - неограниченная власть). Классическими деспотиями являлись государства Древнего Востока (Ассирия, Вавилон, Индия, Иран, Китай). В условиях деспотического режима полномочия главы государства (монарха, фараона, царя, императора) не ограничены, ему принадлежит вся полнота светской и церковной власти. В реализации власти деспот опирается на многочисленный бюрократический аппарат. Обычно личность деспота обожествляли. Например, в Древнем Китае его называли «сыном неба».
Сходными чертами характеризуется диктаторский режим (от лат dic-tatura - неограниченная власть). Следует отметить, что понятие «диктатор» не всегда отождествлялось с насилием, жестокостью. В Древнем Риме (V-I вв. до н.э.) диктатором называлось чрезвычайное должностное лицо. Диктатор избирался членами сената на 6 месяцев и наделялся всей полнотой власти в течение этого срока. Затем его полномочия прекращались. Обычно диктаторы избирались для осуществления какой-то чрезвычайной задачи: защита государства от внешних врагов или осуществление завоевательных войн. Гаи Юлий Цезарь нарушил традицию выборности и установил личную диктатуру. С той поры диктатура ассоциируется с неограниченной властью, беззаконием, произволом, насилием и жестокостью.
Исторической разновидностью диктатуры является абсолютизм, ставший господствующим государственным режимом в средневековье (V-XVIII вв.). Данный способ правления характеризуется концентрацией всех видов власти в руках монарха, опираясь на божественное право королей и насилие. После буржуазных революций XVII- XVIII вв. абсолютные монархии стали преобразовываться в конституционные монархии, когда власть монарха ограничена конституцией и парламентом, или свергалась революционным народом и на их месте учреждались республики. Хотя традиционный абсолютизм сходит с политической сцены, однако он сохраняется в целом ряде стран: Марокко, Иордании, Саудовской Аравии и т. п. Так, король Саудовской Аравии осуществляет законодательную и исполнительную власть, является одновременно премьер-министром, главнокомандующим и верховным судьей. Правительство формируется из членов королевской семьи. Деятельность политических партии запрещена.
Тирания (от греч. tyrannis - единоличное правление, установленное насильственным путем) в отличие от деспотии и диктатуры обычно связывалась с незаконным захватом власти каким-то лицом. Этот способ правления был распространен в Древней Греции в VII-VI вв. до н.э. Обычно тиран опирался на поддержку масс и часто проводил реформы в их интересах. Достаточно вспомнить афинского тирана Писистрата (VIв. до н.э.). В годы его правления были не только улучшены социально-экономические условия жизни бедных слоев населения, но и действовала Демократическая Конституция Солона.
Во времена античности и средневековья существовали и демократические режимы. Однако тогда демократия не получила широкого распространения, хотя и переживала период расцвета в Древней Греции - в Афинах в V в. до н.э. Однако существовать долгое время демократические режимы не могли. Низкий уровень культуры населения, безразличие к нуждам общества (ведь за занятие управленческой деятельностью денег не платили) приводили режим в упадок. В средневековье демократия сохранилась лишь в городах-коммунах. Возрождение демократии произойдет лишь в XVIII в., когда Великая Французская революция вновь обратится к ценностям свободы, равенства и братства людей.