Организация обучения конструированию в старшей и подготовительной группах
Вопрос 4.
(3-4 года обучения)
Старший дошкольный возраст является периодом подготовки к школьному обучению. Занятия конструированием играют большую роль в создании у детей психологической готовности к переходу на новый этап обучения, в овладении способами мыслительной деятельности, в коррекции имеющихся у них отклонений в развитии восприятия, мышления, речи, эмоционально-потребностной сферы. Поэтому существенно возрастают требования как к организации занятий конструированием, так и к отбору содержания и методов обучения.
На завершающем этапе дошкольного воспитания интенсивно развивается самостоятельность детей при выполнении самых различных заданий, совершенствуются игровая и разные виды продуктивной деятельности. Значительное время отводится детям на строительные игры, содержание которых усложняется и значительно увеличивается продолжительность. У старших умственно отсталых дошкольников появляется навык делового и речевого общения друг с другом: они пытаются самостоятельно договориться об основном содержании предстоящей игры и даже распределить между собой роли. В процессе коллективных сюжетно-ролевых и строительных игр, при выполнении общих работ по рисованию и конструированию все более совершенствуются отношения партнерства между детьми, что свидетельствует об их личностном становлении.
В связи с расширением представлений об окружающем, возникновением интереса к человеку и его деятельности, общим эмоциональным развитием дошкольники-олигофрены достаточно активно стремятся отразить в собственных играх, рисунках, конструкциях впечатления, полученные в повседневной жизни, знания о труде взрослых взволновавшие их события из доступных книг или мультфильмов.
Существенно совершенствуется ориентировка детей в пространстве: они оказываются способны воспроизводить пространственные отношения между предметами не только по образцу, но и по несложной словесной инструкции, словесно определять местонахождение одного предмета относительно другого, а также направление движения при перемещении одного из них. Развивается умение передавать расположение частей внутри предмета, конструировать целостный образ.
В старшем дошкольном возрасте у умственно отсталых детей идет активное совершенствование операционально-технических навыков. Это связано с развитием зрительно-двигательной координации, выражающейся в умении действовать одновременно двумя руками под контролем зрения и прослеживать за движением. Все что в дальнейшем в значительной степени облегчит детям овладение чтением и письмом, ориентировку в тетради и другие моменты.