Организация обучения конструированию в старшей и подготовительной группах

Вопрос 4.

(3-4 года обучения)

 

Старший дошкольный возраст является периодом подготовки к школьному обучению. Занятия конструированием играют большую роль в создании у детей психологической готовности к переходу на новый этап обучения, в овладении способами мыслительной деятельности, в коррекции имеющихся у них отклонений в развитии восприятия, мышления, речи, эмоционально-потребностной сферы. Поэтому существенно возрастают требования как к организации за­нятий конструированием, так и к отбору содержания и методов обучения.

На завершающем этапе дошкольного воспитания интенсивно раз­вивается самостоятельность детей при выполнении самых раз­личных заданий, совершенствуются игровая и разные виды про­дуктивной деятельности. Значительное время отводится детям на строительные игры, содержание которых усложняется и значительно увеличивается продолжительность. У старших умственно отсталых дошкольников появляется навык делового и речевого общения друг с другом: они пытаются самостоятельно договориться об основном содержании предстоящей игры и даже распределить между собой роли. В процессе коллективных сюжетно-ролевых и строительных игр, при выполнении общих работ по рисованию и конструированию все более совершенствуются отношения партнерства между детьми, что свидетельствует об их личностном становлении.

В связи с расширением представлений об окружающем, возникно­вением интереса к человеку и его деятельности, общим эмоциональ­ным развитием дошкольники-олигофрены достаточно активно стре­мятся отразить в собственных играх, рисунках, конструкциях впечат­ления, полученные в повседневной жизни, знания о труде взрослых взволновавшие их события из доступных книг или мультфильмов.

Существенно совершенствуется ориентировка детей в простран­стве: они оказываются способны воспроизводить пространственные отношения между предметами не только по образцу, но и по несложной словесной инструкции, словесно определять местонахож­дение одного предмета относительно другого, а также направление движения при перемещении одного из них. Развивается умение передавать расположение частей внутри предмета, конструировать целостный образ.

В старшем дошкольном возрасте у умственно отсталых детей идет активное совершенствование операционально-технических на­выков. Это связано с развитием зрительно-двигательной координа­ции, выражающейся в умении действовать одновременно двумя руками под контролем зрения и прослеживать за движением. Все что в дальнейшем в значительной степени облегчит детям овладение чтением и письмом, ориентировку в тетради и другие моменты.