Использование образца, подражания и словесного руководства деятельностью детей на первом году обучения

На первом году обучения самостоятельному конструированию применяются различ­ные методы. Одним из самых основных является подражание действиям взрослого. В ходе осуществления действий по подража­нию дети должны хорошо видеть каждый элемент строительного набора, который находится в руках педагога, а также видеть, куда и как он устанавливается. То есть и выбор необходимого элемента, и способы деятельности даются в готовом виде. Демонстри­руется и нужная последовательность выполнения: действуя вслед за взрослым, дети воспроизводят заданный порядок операций.

Действия по подражанию являются наиболее доступным детям способом создания конструкций. Однако на первых порах некоторые умственно отсталые малыши не справляются и с таким способом выполнения заданий. В таких случаях педагог прибегает к сов­местным с ребенком действиям. Совместные действия используют, главным образом, в самом начале обучения, а в дальнейшем — при формировании новых навыков и выполнении сложных в техни­ческом отношении заданий.

Еще большие требования к самостоятельности детской деятель­ности предъявляются в ходе выполнения заданий по образцу. Конструирование по образцу основано на самостоятельных действиях детей и на реализации тех представлений, которые формируются в результате направленного обследования, анализа образца под руководством педагога. Образец, в качестве которого на первом году обучения выступает только объемная конструкция, выполнен­ная из строительного материала, должен быть несложным, а все составляющие его элементы отчетливо видны.

На первом году обучения с детьми занимаются также и кон­струированием по представлению(по словесному заданию). Когда у детей появится собственный конструктивный опыт, хотя и очень ограниченный, им предлагают строительные наборы, из которых они сооружают постройки, знакомые по предыдущим за­нятиям. Сначала целесообразно использовать материалы, которые ранее использовались на конструировании, а затем — новые, ко­торых они не видели совсем, или которые предлагались им только для свободного игрового использования в групповых комнатах.

Конструирование по представлению является в то же время проверочным заданием. Поэтому перед его проведением следует поставить конкретную цель. Например, недостаточно ограничиться заданием «Постройте мост». Гораздо более интересным для детей, а также более эффективным в развивающем смысле будет задание, сформулированное следующим образом: «Вы умеете строить мосты, много мостов, они могут быть самыми разными. Постройте рядом два разных моста, а потом мы будем играть». По окончании строи­тельства проводится обыгрывание.

Чтобы занятие было интересным для детей, а также с целью максимального коррекционно-развивающего эффекта обучения сле­дует тщательно продумать каждый этап работы, его материальное и методическое обеспечение. Прежде всего, надо определить тему предстоящего занятия в зависимости от при­родных условий, климата, образа жизни, этнических особенностей и т. д. Объекты, которые предлагаются детям для констру­ирования, должны быть близки им, рассмотрены и по возможности практически обследованы. Кроме того, конструкция каждого объекта должна вписываться в содержание детских игр, обогащать строи­тельные и сюжетно-ролевые игры. Поэтому если тема, указанная в программе, не удовлетворяет этим требованиям, ее целесообразно заменить той, которая даст большие возможности для осуществления обучающих задач при сохранении заинтересованности детей.

Для ознакомления детей с предметом, для формирования у них начальных представлений об объекте, который надо будет конструировать, проводится большая подготовительная работа. Она включает в себя:

· ознакомительные игры,

· целевые экскурсии,

· наблю­дения,

· беседы,

· слушание рассказов взрослого,

· рассматривание ил­люстраций,

· просмотр диафильмов и т.д.

Подготовительная работа осуществляется, главным образом, вне занятий: специальные под­готовительные наблюдения целесообразно проводить на экскурсиях, во время которых дети под руководством педагога рассматривают различные по конструкции дома, другие постройки, дорогу (проезжую часть и тротуар), машины и т. д. Для целевых экскурсий детей выводят обычно за пределы дошкольного учреждения, туда, где функционируют или просто расположены те предметы, которые составляют объект изучения и последующего конструирования.