Методика организации обучения конструированию детей на 1 году обучения

Вопрос 2.

Содержание

Содержание

Развитие восприятия формы, цвета и величины предметов (на материале строительных наборов): подбирать к образцу необходимые фигуры по фор­ме, цвету и величине, используя при подборе по ве­личине прикладывание и накладывание элементов как вспомогательные приемы.

Игры и упражнения на группировку элементов строительных наборов (кубиков, брусков, пластин, треугольных призм) по двум-трем образцам, соот­несение их с плоскостными фигурами (квадратом, прямоугольником, треугольником).

Игры на узнавание целого предмета по его фраг­ментам (для развития целостного предварительно­го образа).

Изменение и определение собственного местона­хождения в пространстве (перемещение в групповой комнате, по лестнице, на игровой площадке и т. д.), направления движения (вниз — вверх, вперед — назад) в процессе специальных игр и упражнений с использованием указательного жеста и символиче­ских средств.

Развитие пространственных представлений (ря­дом, около, близко — далеко, дальше — ближе, ввер­ху — внизу, выше — ниже и пр.).

Соотнесение частей конструкции с частями иг­рушки или конструкции-образца в процессе конст­руктивных и дидактических игр.

Выполнение простейших построек (башни, забор­чики, дорожки, скамеечки) по подражанию педаго­гу и по образцу после его предварительного анализа под руководством педагога (выделение основных ча­стей постройки, определение элементов строитель­ного материала, использованных при этом).

Постройка по подражанию взрослым разнообраз­ных (2—3 видов) гаражей, ворот, заборов, мебели для куклы (стол, кроватка, диван, стул) на основе их предварительного анализа. Создание знакомых построек из нового строительного материала, обыг­рывание их.

Выполнение построек на основе анализа образца (знакомые постройки из других элементов, напри­мер ворота с аркой, мост из трех элементов через препятствие и пр.).

Конструирование по объемному образцу (здания, мосты, ворота и пр.) с последующим созданием плоскостного изображения на магнитной доске или фланелеграфе.

Постройка различных зданий по подражанию, а затем по образцу (жилой дом-башня с одним вхо­дом, детский сад — невысокий, длинный, с несколь­кими входами, магазин) после проведения специ­альных экскурсий и наблюдений. Рассматривание картинок с изображением различных зданий.

Построение улицы после предварительного на­блюдения («Улица. Вдоль улицы ряд домов, по ули­це едут машины. Забор с воротами, машины проез­жают в ворота, въезжают в гараж»).

Игры со сборно-разборными игрушками (куклы, животные): разбирать и соединять части в целое. Складывание разрезных картинок с изображением этих же игрушек (картинки разрезаны соответ­ственно разборным частям игрушек). Ориентировка при соединении частей на существенные, значимые детали (различать руки и ноги у кукол-голышей, лапы у медведя, не путать голову с туловищем и пр.). Игры с сюжетными картинками с вырубленны­ми 4—5 частями круглой, квадратной, треугольной формы.

Складывание разрезных картинок (из 3—6 ча­стей) вместе со взрослым с использованием приема накладывания на образец и по образцу (игрушки, овощи, фрукты, животные).

Конструирование из кубиков (4 и 6 кубиков).

Конструирование из палочек по подражанию и образцу (дома, окошки, солнышко, заборчики, во­рота и т. п.).

Конструирование знакомых объектов из конст­руктора Lego.

Конструирование объектов из тематических кон­структоров (например, «Замок», «Город», «Улица», «Построй поселок» и др.).

Сюжетное конструирование — создание картин из плоскостных элементов (готовых вырезанных из бумаги или картона объектов).

 

ТРЕТИЙ ЭТАП

(ориентировочно старший дошкольный возраст)

Содержание коррекционно-развивающей работы по разделу

«КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Педагогический замысел:

 

— закреплять интерес к конструктивной дея­тельности и потребность участвовать в ней;

— закреплять умение узнавать предмет в конст­рукциях, созданных из различных детских строи­тельных наборов, конструкторов, палочек, плоско­стных элементов, элементов мозаики;

— закреплять умение обыгрывать выполняемые постройки и использовать знакомые постройки в строительных, сюжетно-ролевых и театрализован­ных играх;

— продолжать развивать восприятие простран­ственных свойств объектов, сравнивать их по величи­не (употребляя при этом слова: большой — малень­кий, больше — меньше, одинаковый, длинный — короткий, высокий — низкий, выше — ниже, длиннее — короче), по расположению (употребляя при этом выражения: внизу — наверху, рядом, око­ло, близко — далеко, дальше — ближе);

— учить анализировать объемные и графические образцы не только с помощью взрослого, но и самостоятельно;

учить использовать новые конструктивные ма­териалы для конструирования знакомых объектов;

— учить выполнять постройки по графическим образцам, с помощью взрослого намечать последо­вательность выполнения;

— познакомить с созданием графической моде­ли постройки (не только построить дом по образцу,
но и зарисовать его, передавая основные части и детали);

— развивать кооперативные умения в процессе конструирования: учить детей участвовать в коллек­тивной деятельности, совместно выполнять построй­ки, налаживать отношения партнерства в процессе создания конструкций, а также в ходе последующей игры, учить договариваться и координировать свои совместные усилия;

— учить сюжетному конструированию как по образцу, так и по представлению;

— поощрять самостоятельное конструирование детей;

— учить конструировать по замыслу;

— закреплять умение конструировать сборно-разборные игрушки;

— развивать все виды словесной регуляции в процессе конструирования, обращая особое внима­ние на формирование умения предварительно эле­ментарно планировать предстоящее выполнение (последовательность, материалы, обязанности при совместной постройке);

— учить конструировать по простейшей схеме-плану;

— учить конструировать из палочек по образцу и словесной инструкции (дом, заборчик, ворота, фигуру человека и пр.);

— закреплять умение самостоятельно называть части конструкции и объяснять, из чего они сде­ланы;

— формировать умение сравнивать выполненную инструкцию с образцом или предметом;

— формировать умение конструировать из объемного (кубик, брусок, треугольная призма) и плоскостного материала (квадрат, прямоугольник, треугольник), а также из палочек;

— закреплять умение воссоздавать целостный образ объекта из разрезных картинок (из 3—8 частей), кубиков (из 4, 6, 9 частей);

— формировать умение воссоздавать предметные и сюжетные вырубные картинки по типу puzzle;

— формировать умение создавать подвижные картины из плоскостных готовых элементов (животные, люди, деревья, грибы, цветы, дома, маши­ны, солнце, тучи и т. п.) из плотной бумаги или картона;

— развивать мелкую моторику;

— развивать координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию;

— развивать умение доводить работу до конца;

— развивать умение радоваться успеху;

— формировать умение оказывать помощь дру­гим детям в процессе выполнения коллективных работ;

— учить с помощью взрослого планировать эта­пы и последовательность выполнения работы.

Оборудование и материалы:

 

— строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строитель, строительные наборы из геометрических фигур одного и разного цвета, строительные наборы из готовых конструкций, пластмассовые конструкторы, в том числе конст­руктор Lego-duplo;

— мозаики: геометрические магнитные, геомет­рические пластмассовые, пластмассовые кнопоч­ные достаточно крупного размера;

сборно-разборные игрушки: матрешки, пира­мидки, куклы, животные и пр.;

— наборы разрезных предметных картинок с различной конфигурацией разрезов (прямые, фи­гурные, структурные);

— наборы разрезных сюжетных картинок с раз­резами, соответствующими смысловым частям;

— наборы предметных или сюжетных картинок с вырубленными частями (от 2 до 4—5) круглой, квадратной, треугольной формы, которые необхо­димо вставить в определенное место (как по краям картинки, так и в ее середине);

— наборы вырубных сюжетных или предметных картинок по типу puzzle;

— наборы предметных или сюжетных картинок на кубиках: из 4, 6, 9 частей;

— комплекты сборных фигурок людей и живот­ных (из толстой ткани, картона или плотной бума­ги);

— комплекты из картона для создания сюжет­ных композиций-картин (животные, люди, дере­вья, грибы, цветы, дома, машины, солнце, тучи и т. п.);

— наборы палочек: крупные палочки размером 20 см (бамбуковые или деревянные), мелкие палоч­ки размером до 10 см (деревянные или пластмассо­вые) одного и разных цветов;

— полоски бумаги, картона, ковролина, ткани разной длины и ширины, разного цвета;

— мягкая проволока в полиэтиленовой оплетке или обвязанная цветной ниткой;

— столы для конструктора Lego; 2—3 конторки, рассчитанные на различный рост детей (для игр стоя; внутри конторки дети совместно со взрослыми мо­гут организовать игровое пространство, которое используется как гараж, комната и т. п.).

 

Игры с выполненными конструкциями (например, в гараж заезжают машины, на цветочки из мозаики прилетели бабочки соответствующего цвета и т.п.).

Игры на сравнение предметов, конструкций, цементов конструкций по величине (большой — маленький, больше — меньше, одинаковый, длин­ный — короткий, высокий — низкий, выше —ниже, длиннее — короче), по расположению (внизу — наверху, рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе), по форме (квадратный, круглый, прямоугольный, треугольный, овальный) и по цвету (красный, желтый, синий, зеленый).

Игры на дифференциацию и соотнесение пространственных фигур (шар, полусфера, кубик, брусок, пластина, призма треугольная, конус) и плоско­стных форм (квадрат, прямоугольник, круг, овал).

Игры на определение формы предмета или его частей.

Игры на определение элементов, необходимых для выполнения конструкции из объемного и плоскостного материала.

Конструирование по образцу и по словесному заданию знакомых по предварительному обучению объектов из различных детских строительных на­поров, конструкторов, палочек, плоскостных эле­ментов, элементов мозаики (башенки, дорожки, за­борчики, дома, ворота, мосты и др.).

Конструирование игрушек (машин, мебели и др.) из элементов строительных наборов, конструктора Lego, геометрических форм, готовых элементов, разрезных картинок.

Конструирование объектов из плоскостных форм но графическому образцу, зарисовка готовых кон­струкций.

Создание построек, необходимых для развертыва­ния или продолжения сюжетно-ролевой игры (пред­меты мебели для кукольной комнаты, автобус из мягких модулей и т. п.).

Моделирование по образцу, по представлению и по простейшей схеме-плану предметного и сюжетного целого из частей (на материале кубиков, разрезных и вырубных картинок, картинок с вкладками и пр.). Создание сюжетных картин из готовых элемен­тов (животные, люди, деревья, грибы, цветы, дома, машины, солнце, тучи и т. п.) на плоскости по образ­цу, по словесному описанию, а также по собствен­ному замыслу детей с последующим рассказывани­ем о расположении элементов.

Конструирование из палочек (полосок бумаги) разнообразных объектов по образцу.

Конструирование объектов из мягких модулей (дома, транспорт, двор, улица и др.).

Конструирование объектов из проволоки. Конструирование сборно-разборных игрушек (пирамидки, куклы, животные и пр.).

Конструирование из мозаик: геометрических (маг­нитных, пластмассовых), кнопочных разного размера. Тематическое коллективное конструирование («Улица», «Город», «Детский сад», «Зоопарк» и т. п.) с последующим обыгрыванием.

 

 

(Гаврилушкина О.П.)

Содержание работы с детьми младшей группы нап­равлено на обеспечение формирования у них основных предпосылок, необходимых для овладения конструированием. Эти предпосылки создаются по двум направлениям:

1 направление – развитие у детей интеллектуальных компонентов деятельности: с ними проводится работа по обучению действиям восприятия, формированию представлений о целостном предмете, формированию предварительного образа предмета и пр.

2 направление – создание мотивационно-потребностного плана деятель­ности: воспитывается желание строить, положительное эмоциональ­ное отношение к процессу конструирования, заинтересованное от­ношение к продуктивному результату деятельности как к специ­фическому игровому объекту.

Осуществление работы в этих направлениях следует рассмат­ривать как необходимое условие руководства детской деятельностью на всех годах обучения, но особое значение это имеет на начальных этапах обучения, когда, по существу, закладывается сложный, единый механизм конструирования как продуктивной деятельности дошкольника.

Большое место отводится сенсорному воспитанию детей. Их учат различать фигуры по форме и величине; выбирать соответствующие формы по образцу и некоторые — по словесной инструкции; раз­личать и соотносить объемные и плоскостные формы; подбирать предметы простой формы к образцу-эталону. Знакомят с величинами, их относительностью; учат приемам сравнения предметов по про­тяженности (накладыванию, прикладыванию). Учат отражать в речи результаты сравнения (длинный — длиннее, короткий — коро­че, больше — меньше); зрительно сравнивать однородные и разно­родные предметы по объему (какой больше, крупнее) и т. д.

Особое внимание уделяется ознакомлению детей с расположе­нием объектов в пространстве. Работа по формированию первона­чальных пространственных представлений основана на длительном освоении ребенком окружающего его ближайшего пространства.