Методика организации обучения конструированию детей на 1 году обучения
Вопрос 2.
Содержание
Содержание
Развитие восприятия формы, цвета и величины предметов (на материале строительных наборов): подбирать к образцу необходимые фигуры по форме, цвету и величине, используя при подборе по величине прикладывание и накладывание элементов как вспомогательные приемы.
Игры и упражнения на группировку элементов строительных наборов (кубиков, брусков, пластин, треугольных призм) по двум-трем образцам, соотнесение их с плоскостными фигурами (квадратом, прямоугольником, треугольником).
Игры на узнавание целого предмета по его фрагментам (для развития целостного предварительного образа).
Изменение и определение собственного местонахождения в пространстве (перемещение в групповой комнате, по лестнице, на игровой площадке и т. д.), направления движения (вниз — вверх, вперед — назад) в процессе специальных игр и упражнений с использованием указательного жеста и символических средств.
Развитие пространственных представлений (рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе, вверху — внизу, выше — ниже и пр.).
Соотнесение частей конструкции с частями игрушки или конструкции-образца в процессе конструктивных и дидактических игр.
Выполнение простейших построек (башни, заборчики, дорожки, скамеечки) по подражанию педагогу и по образцу после его предварительного анализа под руководством педагога (выделение основных частей постройки, определение элементов строительного материала, использованных при этом).
Постройка по подражанию взрослым разнообразных (2—3 видов) гаражей, ворот, заборов, мебели для куклы (стол, кроватка, диван, стул) на основе их предварительного анализа. Создание знакомых построек из нового строительного материала, обыгрывание их.
Выполнение построек на основе анализа образца (знакомые постройки из других элементов, например ворота с аркой, мост из трех элементов через препятствие и пр.).
Конструирование по объемному образцу (здания, мосты, ворота и пр.) с последующим созданием плоскостного изображения на магнитной доске или фланелеграфе.
Постройка различных зданий по подражанию, а затем по образцу (жилой дом-башня с одним входом, детский сад — невысокий, длинный, с несколькими входами, магазин) после проведения специальных экскурсий и наблюдений. Рассматривание картинок с изображением различных зданий.
Построение улицы после предварительного наблюдения («Улица. Вдоль улицы ряд домов, по улице едут машины. Забор с воротами, машины проезжают в ворота, въезжают в гараж»).
Игры со сборно-разборными игрушками (куклы, животные): разбирать и соединять части в целое. Складывание разрезных картинок с изображением этих же игрушек (картинки разрезаны соответственно разборным частям игрушек). Ориентировка при соединении частей на существенные, значимые детали (различать руки и ноги у кукол-голышей, лапы у медведя, не путать голову с туловищем и пр.). Игры с сюжетными картинками с вырубленными 4—5 частями круглой, квадратной, треугольной формы.
Складывание разрезных картинок (из 3—6 частей) вместе со взрослым с использованием приема накладывания на образец и по образцу (игрушки, овощи, фрукты, животные).
Конструирование из кубиков (4 и 6 кубиков).
Конструирование из палочек по подражанию и образцу (дома, окошки, солнышко, заборчики, ворота и т. п.).
Конструирование знакомых объектов из конструктора Lego.
Конструирование объектов из тематических конструкторов (например, «Замок», «Город», «Улица», «Построй поселок» и др.).
Сюжетное конструирование — создание картин из плоскостных элементов (готовых вырезанных из бумаги или картона объектов).
ТРЕТИЙ ЭТАП
(ориентировочно старший дошкольный возраст)
Содержание коррекционно-развивающей работы по разделу
«КОНСТРУИРОВАНИЕ»
Педагогический замысел:
— закреплять интерес к конструктивной деятельности и потребность участвовать в ней;
— закреплять умение узнавать предмет в конструкциях, созданных из различных детских строительных наборов, конструкторов, палочек, плоскостных элементов, элементов мозаики;
— закреплять умение обыгрывать выполняемые постройки и использовать знакомые постройки в строительных, сюжетно-ролевых и театрализованных играх;
— продолжать развивать восприятие пространственных свойств объектов, сравнивать их по величине (употребляя при этом слова: большой — маленький, больше — меньше, одинаковый, длинный — короткий, высокий — низкий, выше — ниже, длиннее — короче), по расположению (употребляя при этом выражения: внизу — наверху, рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе);
— учить анализировать объемные и графические образцы не только с помощью взрослого, но и самостоятельно;
— учить использовать новые конструктивные материалы для конструирования знакомых объектов;
— учить выполнять постройки по графическим образцам, с помощью взрослого намечать последовательность выполнения;
— познакомить с созданием графической модели постройки (не только построить дом по образцу,
но и зарисовать его, передавая основные части и детали);
— развивать кооперативные умения в процессе конструирования: учить детей участвовать в коллективной деятельности, совместно выполнять постройки, налаживать отношения партнерства в процессе создания конструкций, а также в ходе последующей игры, учить договариваться и координировать свои совместные усилия;
— учить сюжетному конструированию как по образцу, так и по представлению;
— поощрять самостоятельное конструирование детей;
— учить конструировать по замыслу;
— закреплять умение конструировать сборно-разборные игрушки;
— развивать все виды словесной регуляции в процессе конструирования, обращая особое внимание на формирование умения предварительно элементарно планировать предстоящее выполнение (последовательность, материалы, обязанности при совместной постройке);
— учить конструировать по простейшей схеме-плану;
— учить конструировать из палочек по образцу и словесной инструкции (дом, заборчик, ворота, фигуру человека и пр.);
— закреплять умение самостоятельно называть части конструкции и объяснять, из чего они сделаны;
— формировать умение сравнивать выполненную инструкцию с образцом или предметом;
— формировать умение конструировать из объемного (кубик, брусок, треугольная призма) и плоскостного материала (квадрат, прямоугольник, треугольник), а также из палочек;
— закреплять умение воссоздавать целостный образ объекта из разрезных картинок (из 3—8 частей), кубиков (из 4, 6, 9 частей);
— формировать умение воссоздавать предметные и сюжетные вырубные картинки по типу puzzle;
— формировать умение создавать подвижные картины из плоскостных готовых элементов (животные, люди, деревья, грибы, цветы, дома, машины, солнце, тучи и т. п.) из плотной бумаги или картона;
— развивать мелкую моторику;
— развивать координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию;
— развивать умение доводить работу до конца;
— развивать умение радоваться успеху;
— формировать умение оказывать помощь другим детям в процессе выполнения коллективных работ;
— учить с помощью взрослого планировать этапы и последовательность выполнения работы.
Оборудование и материалы:
— строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строитель, строительные наборы из геометрических фигур одного и разного цвета, строительные наборы из готовых конструкций, пластмассовые конструкторы, в том числе конструктор Lego-duplo;
— мозаики: геометрические магнитные, геометрические пластмассовые, пластмассовые кнопочные достаточно крупного размера;
— сборно-разборные игрушки: матрешки, пирамидки, куклы, животные и пр.;
— наборы разрезных предметных картинок с различной конфигурацией разрезов (прямые, фигурные, структурные);
— наборы разрезных сюжетных картинок с разрезами, соответствующими смысловым частям;
— наборы предметных или сюжетных картинок с вырубленными частями (от 2 до 4—5) круглой, квадратной, треугольной формы, которые необходимо вставить в определенное место (как по краям картинки, так и в ее середине);
— наборы вырубных сюжетных или предметных картинок по типу puzzle;
— наборы предметных или сюжетных картинок на кубиках: из 4, 6, 9 частей;
— комплекты сборных фигурок людей и животных (из толстой ткани, картона или плотной бумаги);
— комплекты из картона для создания сюжетных композиций-картин (животные, люди, деревья, грибы, цветы, дома, машины, солнце, тучи и т. п.);
— наборы палочек: крупные палочки размером 20 см (бамбуковые или деревянные), мелкие палочки размером до 10 см (деревянные или пластмассовые) одного и разных цветов;
— полоски бумаги, картона, ковролина, ткани разной длины и ширины, разного цвета;
— мягкая проволока в полиэтиленовой оплетке или обвязанная цветной ниткой;
— столы для конструктора Lego; 2—3 конторки, рассчитанные на различный рост детей (для игр стоя; внутри конторки дети совместно со взрослыми могут организовать игровое пространство, которое используется как гараж, комната и т. п.).
Игры с выполненными конструкциями (например, в гараж заезжают машины, на цветочки из мозаики прилетели бабочки соответствующего цвета и т.п.).
Игры на сравнение предметов, конструкций, цементов конструкций по величине (большой — маленький, больше — меньше, одинаковый, длинный — короткий, высокий — низкий, выше —ниже, длиннее — короче), по расположению (внизу — наверху, рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе), по форме (квадратный, круглый, прямоугольный, треугольный, овальный) и по цвету (красный, желтый, синий, зеленый).
Игры на дифференциацию и соотнесение пространственных фигур (шар, полусфера, кубик, брусок, пластина, призма треугольная, конус) и плоскостных форм (квадрат, прямоугольник, круг, овал).
Игры на определение формы предмета или его частей.
Игры на определение элементов, необходимых для выполнения конструкции из объемного и плоскостного материала.
Конструирование по образцу и по словесному заданию знакомых по предварительному обучению объектов из различных детских строительных напоров, конструкторов, палочек, плоскостных элементов, элементов мозаики (башенки, дорожки, заборчики, дома, ворота, мосты и др.).
Конструирование игрушек (машин, мебели и др.) из элементов строительных наборов, конструктора Lego, геометрических форм, готовых элементов, разрезных картинок.
Конструирование объектов из плоскостных форм но графическому образцу, зарисовка готовых конструкций.
Создание построек, необходимых для развертывания или продолжения сюжетно-ролевой игры (предметы мебели для кукольной комнаты, автобус из мягких модулей и т. п.).
Моделирование по образцу, по представлению и по простейшей схеме-плану предметного и сюжетного целого из частей (на материале кубиков, разрезных и вырубных картинок, картинок с вкладками и пр.). Создание сюжетных картин из готовых элементов (животные, люди, деревья, грибы, цветы, дома, машины, солнце, тучи и т. п.) на плоскости по образцу, по словесному описанию, а также по собственному замыслу детей с последующим рассказыванием о расположении элементов.
Конструирование из палочек (полосок бумаги) разнообразных объектов по образцу.
Конструирование объектов из мягких модулей (дома, транспорт, двор, улица и др.).
Конструирование объектов из проволоки. Конструирование сборно-разборных игрушек (пирамидки, куклы, животные и пр.).
Конструирование из мозаик: геометрических (магнитных, пластмассовых), кнопочных разного размера. Тематическое коллективное конструирование («Улица», «Город», «Детский сад», «Зоопарк» и т. п.) с последующим обыгрыванием.
(Гаврилушкина О.П.)
Содержание работы с детьми младшей группы направлено на обеспечение формирования у них основных предпосылок, необходимых для овладения конструированием. Эти предпосылки создаются по двум направлениям:
1 направление – развитие у детей интеллектуальных компонентов деятельности: с ними проводится работа по обучению действиям восприятия, формированию представлений о целостном предмете, формированию предварительного образа предмета и пр.
2 направление – создание мотивационно-потребностного плана деятельности: воспитывается желание строить, положительное эмоциональное отношение к процессу конструирования, заинтересованное отношение к продуктивному результату деятельности как к специфическому игровому объекту.
Осуществление работы в этих направлениях следует рассматривать как необходимое условие руководства детской деятельностью на всех годах обучения, но особое значение это имеет на начальных этапах обучения, когда, по существу, закладывается сложный, единый механизм конструирования как продуктивной деятельности дошкольника.
Большое место отводится сенсорному воспитанию детей. Их учат различать фигуры по форме и величине; выбирать соответствующие формы по образцу и некоторые — по словесной инструкции; различать и соотносить объемные и плоскостные формы; подбирать предметы простой формы к образцу-эталону. Знакомят с величинами, их относительностью; учат приемам сравнения предметов по протяженности (накладыванию, прикладыванию). Учат отражать в речи результаты сравнения (длинный — длиннее, короткий — короче, больше — меньше); зрительно сравнивать однородные и разнородные предметы по объему (какой больше, крупнее) и т. д.
Особое внимание уделяется ознакомлению детей с расположением объектов в пространстве. Работа по формированию первоначальных пространственных представлений основана на длительном освоении ребенком окружающего его ближайшего пространства.