Конструктивные игры

Содержание раздела «Конструирование» коррекционно-развивающей программы

Вопрос 1.

Тема: Методика обучения конструированию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Лекция № 2

План:

1. Содержание раздела «Конструирование» коррекционно-развивающей программы Баряевой Л.Б. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»

2. Организация обучения конструированию в младшей группе (1 год обучения)

3. Организация обучения конструированию в средней группе (2 год обучения)

4. Организация обучения конструированию в старшей и подготовительных группах (3-4 годы обучения)

 

 

Литература к лекции:

1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издатель­ство «СОЮЗ», 2001. — 320 с. — (Коррекционная педа­гогика).

2. Гаврилушкина Ольга Петровна. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 94 .: ил.

3. Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика: учеб. для студ. учеб. заведений / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 207 с. – (Коррекционная педагогика)

 

Баряевой Л.Б. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»

 

Раздел «Игры»

Конструктивные игры направлены не только на ознакомление детей с конструктивной деятельнос­тью, но прежде всего на решение целого круга коррекционно-развивающих задач: обогащение сенсор­ного опыта; закрепление первичных представлений о цвете, форме, величине, строении объектов дей­ствительности, расположении в пространстве их элементов по отношению друг к другу; развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мыш­ления и т. п., а также практическое использование этих свойств в создаваемых с помощью приемов конструктивной деятельности моделях объектов.

Конструктивные игры проводит учитель-дефектолог во время групповых занятий и в рамках индивидуальной работы. Кроме этого они могут включаться в другие виды игр и разделы работы на данном этапе. Например, в занятия по ознакомле­нию с окружающим и развитие речи, игры с образ­ными игрушками, занятия изобразительной дея­тельностью, занятия физической культурой и др. Конструктивные игры может проводить также вос­питатель, закрепляя интерес детей к конструктив­ной деятельности и формируемые конструктивные умения во время, предусмотренное для свободных игр и занятий. В начале обучения конструктивные игры проводятся с небольшими группами детей численностью в 2—3 человека. По мере овладения детьми конструктивными умениями и взаимодействием со взрослым и сверстниками численность подгрупп может увеличиваться до 5 человек.

Конструктивные игры проводится в игровой ком­нате, в кабинете учителя-дефектолога, в групповой комнате. Для их проведения необходимо специаль­но оборудованное место, в котором находятся сто­лы для конструирования, а на полу лежит ковро­вое покрытие, на котором дети могут играть.

Педагогический замысел:

 

— познакомить детей с различными конструк­тивными материалами;

— вызывать интерес и эмоциональный отклик на деятельность взрослого в процессе конструк­тивных игр путем создания на глазах у детей не­сложных конструкций (мебель для куклы, мишки; гараж и ворота для машины; загородки для живот­ных, домики для кукол) с целью незамедлительно­го их игрового использования педагогом и детьми;

— развивать восприятие пространственных свойств объектов (форма, величина, расположение) в процессе дидактических игр и упражнений;

— учить выделять из фона, выбирать по образцу необходимые элементы строительного набора (где такой?) с помощью соотносящего и указательного жестов, используя в качестве образцов объемные фигуры и плоскостные изображения;

— формировать направленность на создание функциональных построек путем обучения прие­мам «дополнения» (прикреплять окна и двери к по­строенному дому), «включения» (например, вокруг построенного дома располагают деревья, песочни­цы и пр., «расстилают» тротуары, дороги, по кото­рым едут игрушечные машины), обыгрывания по­стройки;

учить адекватно реагировать на разрушение конструкций, вызывать стремление восстанавливать их для продолжения игры, развивать игровую направленность детского конструировании;

— учить использовать конструктивный материал в качестве предметов-заменителей и образных играх;

— формировать пространственные представления (вперед — назад, впереди- сзади, рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе, наверху — вни­зу и пр.) в процессе игре конструктивным матери­алом и игрушками;

— знакомить с постоянством формы и относи­тельностью размера в процессе конструктивных игр (большая — маленькая, больше меньше, са­мая большая, самая маленькая и т. п.);

— учить группировать по двум образцам детали строительных наборов (кубики, палочки, бруски, кир­пичики, пластины, треугольные призмы — крыши);

— познакомить с названиями основных деталей строительных наборов, учить выделять по назва­нию, поощрять самостоятельное называние (ис­пользовать названия материальных предэталонов);

— учить сравнивать по форме, количеству и вели­чине, используя приемы приложения и наложения;

— формировать умение выполнять последователь­ную цепочку действий, направленных на создание конструкции из строительного материала;

— развивать общую и мелкую моторику, форми­руя необходимые для конструирования операциональные умения (пальцевый захват деталей, их удерживание, поворачивание, совмещение и т. д.), способность удерживать плоскостной и объемный ма­териал двумя и одной рукой, перемещать в простран­стве различные части и детали конструкции и т. п.;

— учить действовать двумя руками, формиро­вать опережающие движения взора;

— направлять детей на создание коллективной постройки (строим одинаковые конструкции, вместе создаем одну и т. п.) с непосредственным уча­стием взрослого;

— учить создавать постройки по подражанию действиям взрослого и по простейшему образцу;

— создавать условия для использования детьми вне занятий, в ходе предметно-строительной игры умений, приобретенных в совместных со взрослым конструктивных играх;

— учить детей достигать результата в конструи­ровании для последующей игры;

— учить выражать радость и удовольствие от по­лученного результата, демонстрировать его взрос­лым, другим детям.

Оборудование и материалы:

— ковровое покрытие (однотонное, с рисунками дороги, улиц и т. п.);

— крупный строительный материал, состоящий из мягких модулей;

— крупный деревянный строитель;

— конструктор по типу Lego-duplo;

— крупные палочки (бамбуковые или деревян­ные) размером 20 см;

— столы для конструктора Lego;

— 2—3 конторки, рассчитанные на различный рост детей (конторки могут использоваться для игр стоя; внутри конторки дети вместе со взрослыми могут организовывать игровое пространство, кото­рое используется как гараж, комната и т. п.);

— настольный конструктор — строительные на­боры, состоящие из кубиков, брусков и т. п.;

— деревянные и пластмассовые палочки;

— материалы Монтессори («Коричневая лестни­ца», «Розовая башня» и др.);

— колечки на подставке;

— коробки-вкладыши разных размеров, бочки-вкладыши;

коробки и ящики с отверстиями и соответст­вующими вкладышами геометрических форм;

— матрешки двух-, трехместные;

— различные пирамидки с кольцами одного и разных размеров, одного цвета и разноцветные;

— столики с отверстиями, одноцветные и двух­цветные, с комплектом втулок или грибочков;

— вкладыши по типу досок Сегена;

— игрушки со съемными деталями, прищепки и основа для них (контур елки, круг солнце, основа для туловища бабочки, корзинки и др.);

— большая пирамида (высотой I м).