Конструктивные игры
Содержание раздела «Конструирование» коррекционно-развивающей программы
Вопрос 1.
Тема: Методика обучения конструированию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Лекция № 2
План:
1. Содержание раздела «Конструирование» коррекционно-развивающей программы Баряевой Л.Б. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»
2. Организация обучения конструированию в младшей группе (1 год обучения)
3. Организация обучения конструированию в средней группе (2 год обучения)
4. Организация обучения конструированию в старшей и подготовительных группах (3-4 годы обучения)
Литература к лекции:
1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2001. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).
2. Гаврилушкина Ольга Петровна. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 94 .: ил.
3. Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика: учеб. для студ. учеб. заведений / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 207 с. – (Коррекционная педагогика)
Баряевой Л.Б. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»
Раздел «Игры»
Конструктивные игры направлены не только на ознакомление детей с конструктивной деятельностью, но прежде всего на решение целого круга коррекционно-развивающих задач: обогащение сенсорного опыта; закрепление первичных представлений о цвете, форме, величине, строении объектов действительности, расположении в пространстве их элементов по отношению друг к другу; развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и т. п., а также практическое использование этих свойств в создаваемых с помощью приемов конструктивной деятельности моделях объектов.
Конструктивные игры проводит учитель-дефектолог во время групповых занятий и в рамках индивидуальной работы. Кроме этого они могут включаться в другие виды игр и разделы работы на данном этапе. Например, в занятия по ознакомлению с окружающим и развитие речи, игры с образными игрушками, занятия изобразительной деятельностью, занятия физической культурой и др. Конструктивные игры может проводить также воспитатель, закрепляя интерес детей к конструктивной деятельности и формируемые конструктивные умения во время, предусмотренное для свободных игр и занятий. В начале обучения конструктивные игры проводятся с небольшими группами детей численностью в 2—3 человека. По мере овладения детьми конструктивными умениями и взаимодействием со взрослым и сверстниками численность подгрупп может увеличиваться до 5 человек.
Конструктивные игры проводится в игровой комнате, в кабинете учителя-дефектолога, в групповой комнате. Для их проведения необходимо специально оборудованное место, в котором находятся столы для конструирования, а на полу лежит ковровое покрытие, на котором дети могут играть.
Педагогический замысел:
— познакомить детей с различными конструктивными материалами;
— вызывать интерес и эмоциональный отклик на деятельность взрослого в процессе конструктивных игр путем создания на глазах у детей несложных конструкций (мебель для куклы, мишки; гараж и ворота для машины; загородки для животных, домики для кукол) с целью незамедлительного их игрового использования педагогом и детьми;
— развивать восприятие пространственных свойств объектов (форма, величина, расположение) в процессе дидактических игр и упражнений;
— учить выделять из фона, выбирать по образцу необходимые элементы строительного набора (где такой?) с помощью соотносящего и указательного жестов, используя в качестве образцов объемные фигуры и плоскостные изображения;
— формировать направленность на создание функциональных построек путем обучения приемам «дополнения» (прикреплять окна и двери к построенному дому), «включения» (например, вокруг построенного дома располагают деревья, песочницы и пр., «расстилают» тротуары, дороги, по которым едут игрушечные машины), обыгрывания постройки;
— учить адекватно реагировать на разрушение конструкций, вызывать стремление восстанавливать их для продолжения игры, развивать игровую направленность детского конструировании;
— учить использовать конструктивный материал в качестве предметов-заменителей и образных играх;
— формировать пространственные представления (вперед — назад, впереди- сзади, рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе, наверху — внизу и пр.) в процессе игре конструктивным материалом и игрушками;
— знакомить с постоянством формы и относительностью размера в процессе конструктивных игр (большая — маленькая, больше меньше, самая большая, самая маленькая и т. п.);
— учить группировать по двум образцам детали строительных наборов (кубики, палочки, бруски, кирпичики, пластины, треугольные призмы — крыши);
— познакомить с названиями основных деталей строительных наборов, учить выделять по названию, поощрять самостоятельное называние (использовать названия материальных предэталонов);
— учить сравнивать по форме, количеству и величине, используя приемы приложения и наложения;
— формировать умение выполнять последовательную цепочку действий, направленных на создание конструкции из строительного материала;
— развивать общую и мелкую моторику, формируя необходимые для конструирования операциональные умения (пальцевый захват деталей, их удерживание, поворачивание, совмещение и т. д.), способность удерживать плоскостной и объемный материал двумя и одной рукой, перемещать в пространстве различные части и детали конструкции и т. п.;
— учить действовать двумя руками, формировать опережающие движения взора;
— направлять детей на создание коллективной постройки (строим одинаковые конструкции, вместе создаем одну и т. п.) с непосредственным участием взрослого;
— учить создавать постройки по подражанию действиям взрослого и по простейшему образцу;
— создавать условия для использования детьми вне занятий, в ходе предметно-строительной игры умений, приобретенных в совместных со взрослым конструктивных играх;
— учить детей достигать результата в конструировании для последующей игры;
— учить выражать радость и удовольствие от полученного результата, демонстрировать его взрослым, другим детям.
Оборудование и материалы:
— ковровое покрытие (однотонное, с рисунками дороги, улиц и т. п.);
— крупный строительный материал, состоящий из мягких модулей;
— крупный деревянный строитель;
— конструктор по типу Lego-duplo;
— крупные палочки (бамбуковые или деревянные) размером 20 см;
— столы для конструктора Lego;
— 2—3 конторки, рассчитанные на различный рост детей (конторки могут использоваться для игр стоя; внутри конторки дети вместе со взрослыми могут организовывать игровое пространство, которое используется как гараж, комната и т. п.);
— настольный конструктор — строительные наборы, состоящие из кубиков, брусков и т. п.;
— деревянные и пластмассовые палочки;
— материалы Монтессори («Коричневая лестница», «Розовая башня» и др.);
— колечки на подставке;
— коробки-вкладыши разных размеров, бочки-вкладыши;
— коробки и ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических форм;
— матрешки двух-, трехместные;
— различные пирамидки с кольцами одного и разных размеров, одного цвета и разноцветные;
— столики с отверстиями, одноцветные и двухцветные, с комплектом втулок или грибочков;
— вкладыши по типу досок Сегена;
— игрушки со съемными деталями, прищепки и основа для них (контур елки, круг солнце, основа для туловища бабочки, корзинки и др.);
— большая пирамида (высотой I м).