Стратегический анализ диверсифицированной компании
21.
Литература
Вопросы для самопроверки
Выводы по теме
В однопрофильной компании менеджмент вырабатывает лишь одну стратегию конкуренции, а в диверсифицированной компании приходится создавать стратегии для разных видов деятельности в разных отраслях, а затем интегрировать их в единую многоотраслевую стратегию конкуренции.
Считается, что диверсификация необходима в связи с тем, что:
- сужаются возможности развития текущего бизнеса;
- диверсификация способствует упрочнению конкурентного положения фирмы;
- можно использовать имеющийся потенциал для работы в других отраслях;
- диверсификация позволяет сократить издержки производства;
- у фирмы есть финансовые и организационные ресурсы для диверсификации.
Решение о вхождении в ту или иную отрасль принимается на основе следующих критериев:
1) привлекательность отрасли (диверсификация должна обеспечивать приемлемую прибыль на вложенный капитал);
2) объем затрат на вхождение в отрасль не должен превышать потенциальной прибыли от работы в ней;
3) появление дополнительных преимуществ (диверсификация должна повышать эффективность подразделений организации).
В зависимости от направления расширения фирмы выделяют следующие виды диверсификации.
1. Родственная диверсификация — это вхождение фирмы в отрасли, сходные по технологиям, системе поставок, каналам распространения, клиентуре с базовой отраслью организации.
2. Неродственная диверсификация — это вхождение фирмы в любые привлекательные отрасли, при этом не требуется подбирать предприятия со стратегическим соответствием. Достаточно, чтобы избранная отрасль соответствовала критериям привлекательности затрат на вхождение, а критерий, связанный с получением дополнительных преимуществ, играет в данном случае второстепенную роль.
3. Комбинированная диверсификация совмещает родственную и неродственную диверсификацию, при этом часть подразделений корпорации работает в родственных отраслях, а часть — в неродственных.
Освоение нового направления деятельности (родственного или неродственного) может быть осуществлено в одной из трех форм:
1) приобретение действующей компании;
2) создание новой компании;
3) организация совместного предприятия.
Выделяют следующие виды стратегий развития компаний после проведения диверсификации:
1) стратегию расширения;
2) стратегию сужения;
3) корпоративную реструктуризацию и выведение из кризиса.
1. Назовите условия, при которых компании необходимо диверсифицировать свою деятельность.
2. Перечислите критерии определения необходимости вхождения в ту или иную отрасль.
3. Каким образом можно войти в новую для компании отрасль?
4. В каком направлении может расширяться компания?
5. Какие Вы знаете виды диверсификации?
6. Перечислите и прокомментируйте виды стратегий развития компаний после проведения диверсификации.
1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2004.
2. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002.
3. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов: пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.