Понятие о технике устной речи журналиста
В процессе подготовки журналистского произведения к озвучиванию идет постоянная работа над техникой звучащей речи. Творческое воплощение данного произведения в живом слове требует тщательной работы исполнителя над развитием и совершенствованием речепроизносительного аппарата и речи в целом. Озвучивание журналистского произведения, а также речь журналиста в процессе его общения с аудиторией должны быть действенными и обладать следующими качествами. Прежде всего речь журналиста должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях. Умение владеть голосом, в свою очередь, связано с развитием фонационного (звукового), или так называемого речевого, дыхания. Вместе с тем качество звучания речи зависит от ясности, отчетливости произношения – дикции и от соответствия речи нормам русского литературного произношения. Это дает возможность журналисту передать эстетическое и эмоциональное богатство озвучиваемого журналистского произведения, а в общении с аудиторией воздействовать на их чувства, мысли, поведение и поступки. В практической деятельности журналиста, особенно тесно связанного с работой на радио и телевидении, звучащая речь является основным средством общения с аудиторией. Поэтому журналисту в целях эффективного речевого воздействия на аудиторию необходима работа по технике речи.
Под техникой устной речи журналиста понимают систему его работы над своим речевым аппаратом. В технику речи входят дыхание, голос, дикция. Следовательно, овладеть техникой речи – значит уметь управлять речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и произношение, соответствующее действующим в языке литературным нормам. Очевидно, что соблюдение норм произношения, верная артикуляция и хорошая дикция способствуют сосредоточению внимания на содержательной стороне речи, а не на ее форме. Хорошее произношение делает речь благозвучной и выразительной, способствует наиболее полному и свободному выражению оттенков мысли.
Выработка правильного речевого дыхания как одного из важнейших компонентов механизма речи и связанной с ним работы артикуляционных органов способствует успешному овладению звукопроизношением, а следовательно, хорошей дикцией, которая определяет выразительность речи журналиста.