Матрица SWOT-анализа

SWOT-анализ

10.2.

SWOT-анализ представляет собой оценку сильных и слабых сторон организации, ее внешних возможностей и угроз. Целью его проведения является исследование фактического положения и стратегических перспектив фирмы на основе изучения ее сильных и слабых сторон, рыночных возможностей и факторов риска.

Общий принцип, лежащий в основе SWOT-анализа, гласит: «При разработке стратегии необходимо обеспечить соответствие внутреннего состояния фирмы (т.е. баланса ее сильных и слабых сторон) внешней ситуации (т.е. условиям отрасли и конкуренции)».

При этом стратегия организации должна быть направлена на максимально эффективное применение имеющихся ресурсов, использование рыночных возможностей и избежание угроз. Пример матрицы SWOT-анализа представлена в таблице 10.1.

Таблица 10.1

Ранг важности Потенциальные сильные стороны компании Ранг важности Потенциальные слабые стороны компании
Известный лидер рынка в отрасли Отсутствие четкой стратегии
Высокая квалификация производственного и управленческого персонала Невысокая рентабельность производства
Получение экономии от больших объемов и масштабов производства Невысокий уровень маркетинга
Наличие краткосрочной стратегии развития предприятия Отсутствие достаточного финансирования
Большой опыт и хорошее знание местного рынка Отсутствие задела в разработке новых моделей товара
Ранг важности Потенциальные внешние возможности компании Ранг важности Потенциальные внешние угрозы компании
Наличие неудовлетворенного спроса в том или ином сегменте рынка Экономический и финансовый кризис в стране
Государственная поддержка отрасли (предприятия) Появление новых конкурентов
Наличие на рынке труда квалифицированного персонала Возрастание влияния поставщиков на цену и качество материалов и комплектующих изделий
Стремление поставщиков (дистрибьюторов) к интеграции Рост продаж товаров-заменителей
Рост доходов потребителей продукции (экономический рост) Сокращение потребностей и спроса населения на данную группу товаров

Сильные стороны компании — это внутренние преимущества, которые существуют в компании.

Слабые стороны компании — это внутренние проблемы компании, которые могут негативно повлиять на ее будущее. Слабые стороны необязательно делают организацию конкурентно уязвимой: это зависит от их конкурентной значимости и способности компании компенсировать их за счет других ресурсов.

Внешние возможности компании — это благоприятные шансы, предоставляемые внешней средой, которые могут и должны быть использованы. В зависимости от условий отрасли возможности могут быть как очень привлекательными (абсолютно необходимо использовать), так и не представляющими интереса (в самом конце списка приоритетов).

Внешние угрозы компании — это возможные внешние события или перемены в будущем, которые могут негативно повлиять на деятельность организации.

Выявленные сильные и слабые стороны, внешние возможности и угрозы после занесения в матрицу SWOT-анализа тщательно изучаются и ранжируются.

После этого определяется:

  • насколько реализуемая фирмой стратегия соответствует ее внутренним ресурсам, рыночным возможностям и угрозам;
  • какие ресурсы понадобятся фирме в будущем для реагирования на изменения во внешней среде и обеспечения удовлетворительного уровня прибыли;
  • сохранятся ли в будущем сегодняшние сильные стороны фирмы;
  • есть ли в ресурсной базе фирмы пробелы, которые необходимо заполнить;
  • надо ли фирме рассмотреть новые конкурентные возможности;
  • какие виды сильных сторон и возможностей играют главную роль, а какие второстепенную.

При этом необходимо сопоставить сильные стороны с возможностями и угрозами (S — O, S — T), и слабые стороны с возможностями и угрозами (W — O, W — T). Необходимо выяснить, как именно может повлиять на компанию реализация угроз, и можно ли использовать благоприятные внешние возможности. После чего по каждому из данных сопоставлений надо сделать вывод о том, что нужно делать, чтобы улучшить конкурентную позицию организации и избежать внешних угроз.

SWOT-анализ должен дать исчерпывающее описание состояния организации. Если руководство не знает ее сильных и слабых сторон, не представляет себе внешних возможностей и не подозревает об угрозах, оно не в состоянии разработать стратегию, соответствующую реальному положению фирмы.