Общий анализ факторов внешней среды
5.
Литература
Вопросы для самопроверки
Выводы по теме
Миссия — это генеральная цель организации (ее сверх-цель), в которой должно присутствовать как минимум три основные составляющие:
1) описание деятельности компании (продукта или услуги) в настоящее и ближайшее будущее время;
2) клиенты и польза, приносимая деятельностью данной организации обществу (в том числе сотрудникам и акционерам);
3) принципы, которыми руководствуется организация, ее технологические и деловые возможности.
Стратегическое видение — это образ организации в будущем, видение определяет технологии, целевые аудитории, географические и товарные рынки, перспективные возможности, какой она должна стать в будущем.
Цели организации формируются во всех сферах деятельности организации, где важен результат. А.А. Томпсон
и А.Дж. Стрикленд
выделяют два вида целей: финансовые
и стратегические
.
В зависимости от времени достижения цели организации можно разделить на две категории:
1) краткосрочные цели организации направлены на достижение текущих улучшений и результатов, их успешная реализация способствует достижению долгосрочных целей;
2) долгосрочные цели организации — на укрепление положения фирмы и улучшение показателей ее работы в долгосрочной перспективе.
Для достижения поставленных целей менеджментом организации разрабатывается стратегия.
Стратегия организации может включать в себя следующие элементы:
- плановые конкурентные инициативы;
- действия, предпринимаемые в ответ на изменения во внешней среде;
- изменения географии рынков;
- слияние или приобретение компаний для укрепления положения в отрасли;
- создание стратегических союзов и партнерств;
- реализацию новых возможностей и защиту от угроз;
- деятельность ключевых подразделений (НИОКР, производство, маркетинг, финансы и т.д.);
- укрепление ресурсной базы и конкурентных возможностей;
- диверсификацию доходной базы и освоение новых направлений бизнеса.
Разработка стратегии организации не является задачей только высшего руководства. В диверсифицированных компаниях (работающих в нескольких отраслях) она разрабатывается на четырех организационных уровнях и подразделяется на четыре вида:
1) корпоративная стратегия;
2) бизнес-стратегия;
3) функциональная стратегия;
4) операционная стратегия.
Для оценки разработанных вариантов стратегии организации и выбора оптимального можно использовать следующие критерии:
1) соответствие среде;
2) конкурентное преимущество;
3) эффективность.
1. Дайте определение миссии организации.
2. Определите взаимосвязь между миссией и стратегическим видением организации.
3. Есть ли в организации, в которой Вы работаете (работали), миссия и видение? Если нет, попробуйте их сформулировать.
4. Какие основные стратегические цели выделяются в стратегическом менеджменте?
5. Назовите стратегические уровни организации.
6. Какие критерии можно использовать для выбора оптимального варианта стратегии?
1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2004.
2. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: Учебник: пер. с англ. — М.: ЮНИТИ, 1998.