Тема 1.4 Международная стандартизации

Рисунок 7 - Требования к государственным стандартам

Рисунок 6 - Механизм разработки технических регламентов

Тема 1.3 Порядок разработки, принятия и применения нормативных документов по техническому нормированию и стандартизации

 

Технические регламенты разрабатываются и вводятся в действие в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества и безопасности.

Введение технических регламентов преследует еще одну цель – концентрацию в одном документе всех требований, касающихся безопасности продукции и услуг, которые содержатся в различных документах, в том числе принятых разными органами государственного управления.

Разработка технических регламентов базируется на международных требованиях (директивы Европейского союза, международные стандарты, международные соглашения), региональных (унификация с техническими регламентами стран СНГ). Осуществляется на основании его структуры (рисунок 5) и предусматривает пять этапов с определенным комплексом работ и мероприятий:

- подготовка к разработке

- разработка рабочего проекта

- разработка окончательной редакции

- утверждение

-государственная регистрация, опубликование и издание.


 

 

Рисунок 5 – Структура технического регламента

Технические регламенты вводятся республиканскими органами государственного управления в пределах предоставленных им полномочий Советом Министров Республики Беларусь в рамках соответствующей Программы.

Опубликование и издание ТР осуществляют в виде официальных печатных изданий. ТР применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения.

Требования утвержденного ТР являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации.

При изготовлении продукции на экспорт, если условиями договора иные требования, применяются условия договора, за исключением условий, противоречащих техническому регламенту.

ТР пересматриваются каждые пять лет. По результатам пересмотра (проверки) составляется акт и выносится одно из решений:

- сохранить, оставить без пересмотра и изменений;

- внести изменения и переиздать;

- подлежит пересмотру;

- подлежит отмене.

Для осуществления технического нормирования на отраслевом уровне предусмотрен такой документ, как технический кодекс установившейся практики (далее технический кодекс практики (ТКП)).

Технический кодекс практики разрабатывается с целью реализации требований ТР, повышения качества процессов разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.

Порядок разработки ТКП аналогичен ТР. Разработка, планирование и утверждение ТКП осуществляются республиканскими органами государственного управления в установленном порядке.

Обязательность соблюдения требований этих документов определяется органом государственного управления, который их утверждает.

В течение 15 дней кодекс должен быть утвержден. Срок введения в действие – не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации о его государственной регистрации.

Право официального издания технического кодекса принадлежит утвердившему его республиканскому органу государственного управления.

Срок действия технического кодекса 5 лет. Один раз в 5 лет технический кодекс пересматривается. По результатам проверки, как и у технических регламентов, могут быть вынесены следующие решения:

- сохранить;

- оставить без пересмотра и изменений;

- внести изменения и переиздать;

- подлежит пересмотру;

- подлежит отмене.

Государственные стандартыразрабатываются, в соответствии с требованиями к ним (рис. 7), техническими комитетами по стандартизации, а при их отсутствии – любыми заинтересованными лицами.


Порядок разработки государственных стандартов во многом аналогичен порядку разработки ТР, а также ТКП и включает этапы:

- подготовку к разработке государственного стандарта;

- разработку проекта государственного стандарта (первой редакции и окончательной);

- утверждение государственного стандарта;

- регистрацию государственного стандарта.

Государственный стандарт утверждают без ограничения срока действия с обязательным установлением даты введения в действие.

Право официального издания государственных стандартов принадлежит Комитету по стандартизации, а в области архитектуры и строительства – Минстройархитектуры.

Стандарты организаций (СТО) разрабатывают и утверждают юридические лица или индивидуальные предприниматели самостоятельно и распоряжаются ими по собственному усмотрению. Они фиксируют результаты работы, проводимые на уровне субъектов хозяйствования и юридических лиц. Область распространения стандарта – только одна организация. Стандарты организаций не должны противоречить требованиям технических регламентов.

Порядок разработки технических условий (ТУ) несколько отличается от порядка разработки технических регламентов, технических кодексов и государственных стандартов. Предусматриваются следующие требования:

- технические условия разрабатываются на листах формата А4 или электронном носителе;

- технические условия в обязательном порядке должны включать разделы: «Методы контроля», «Технические требования», «Требования безопасности», «Требования охраны окружающей среды», «Гарантии изготовителя»;

- при наличии повторяющихся требований технические условия должны содержать ссылки на государственные стандарты.

Технические условия подлежат государственной регистрации в течение 15 дней.

Государственной регистрации не подлежат технические условия на опытные образцы, опытные партии, отходы, составные части, не подлежащие самостоятельной поставки, единичная продукция, простейшие товары народного потребления.

Если продукция предназначена для экспорта, то технические условия на данную продукцию подлежат государственной регистрации в обязательном порядке.