Двухфакторная теория трудовой мотивации
Ключ
Мотивация (мотив) достижения успеха и мотив избегания неудачи
Это 2 разные устойчивые личностные черты.
Мотив достижения успеха (Ach – от англ. achievement – достижение) – потребность добиваться успехов в различных видах деятельности.
Исследования мотивации достижения начались в 50-х гг. американским ученым Д.С. МакКлелландом с помощью апперцептивного тематического теста (с помощью картинок) и были продолжены другими учеными – Д. Аткинсоном, Х. Хекхаузеном и др. [Немов, Психология, Т. 1, с. 411]
МК считал, что черта мотивации достижений зависит от условий воспитания и среды. При правильном воспитании и хорошей среде и выражается этот мотив.
Он складывается между 3-мя и 13-ю годами и формируется как под воздействием родителей, особенно матери, так и под влиянием среды (школа, родственники, детский сад).
Мотив достижения складывается, если успех поощряется похвалой, наградой и хорошим отношением родителей и воспитателей. И даже если осуждение неудачи и санкции протекают или делаются в обстановке дружелюбия и уважения. На формирование высокой потребности в достижении успеха влияет степень эмоциональной включенности родителей в дела ребенка и окружающая обстановка.
Наиболее благоприятна ситуация сочетания ненавязчивого давления родителей и высокой насыщенности среды побуждающими факторами.
Т.е. формируется установка: я хороший (молодец, умный, настойчивый, находчивый и т. д.), я все смогу.
Люди, мотивированные на успех, ставят такие цели, достижение которых однозначно может быть расценено как успех. Они всегда и во всем стремятся добиваться успеха, ищут такой деятельности, активно в нее включаются. Они обычно ожидают успеха, уверены в нем. Рассчитывают получить одобрение, работа вызывает у них положительные эмоции. Для них характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания.
Выбирают обычно профессии, соответствующие их знаниям, навыкам, опыту.
Настойчивы, выбирают задачи средней или слегка повышенной сложности.
В случае неудачи они не отказываются от постоянной цели, а проявляют упорство, снова пробуют – как бульдоги. Железная хватка, бульдожья – у них.
После неудачи они добиваются еще лучших результатов.
Они хотят иметь мгновенную и надёжную «обратную связь».
Эта потребность коррелирует, согласно исследованиям, с потребностью добиться высокого статуса и богатства.
МакКлелланд утверждал, что потребности в достижении можно «научиться». Потребности в достижении (Ach) являются приобретёнными и зависят от культуры общества и способности к научению.
Люди с высоким уровнем Ach не хотят работать в коллективах и брать на себя ответственность за их деятельность.
Они предпочитают средний уровень трудностей задач и разумный риск.
Женщины и мужчины по-разному воспринимают (понимают) успех:
Женщинам чаще всего важнее чувство выполненного долга, профессиональный рост, интересная работа и близкие межличностные отношения.
Мужчины же придают большое значение заработку, индивидуальному успеху, лидерству, мотивации.
Мужчины более склонны к конкуренции, чем женщины.
Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Все их мысли и действия подчинены цели избежать неудачи.
Такой человек не уверен в себе, не верит в возможность успеха, боится критики.
С работой связаны отрицательные эмоции, не испытывает удовольствия от работы, тяготится ею.
В результате он оказывается не победителем, а побеждённым, в целом – неудачником.
Профессии выбирают или слишком легкие, или слишком сложные. Они необъективно оценивают себя, имеют заниженную самооценку. Даже успех свой объясняют случайным стечением обстоятельств. Лучших результатов добиваются после успеха.
Есть люди, у которых наблюдается выученная беспомощность – состояние, возникающее после серии неудач (или даются не решаемые задачи, или в деятельность вводятся неустранимые помехи).
Возникает депрессия или невротическая тревога, возможны психосоматические расстройства.
Возможна генерализация выученной беспомощности – будучи выработанной в одной ситуации, она распространяется и на многие другие.
Но если человеку сказать, что с этой задачей никто не смог бы справиться, или что это единичный случай, что именно эта задача такая, а с другими он справится, то развитие и генерализация выученной беспомощности может не произойти.
Тест «Определение степени мотивации личности к успеху»
Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.
1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время?
2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100 % выполнить задание.
3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.
1. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
2. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
3. В некоторые дни мои успехи ниже средних.
4. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
5. Я более доброжелателен, чем другие.
6. Когда я отказываюсь от трудного задания, то потом сурово осуждаю себя, так как я знаю, что, выполняя его, я добился бы успеха.
7. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.
8. Усердие – это не основная моя мечта.
9. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.
10. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.
11. Порицание меня стимулирует сильнее, чем похвала.
12. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.
13. Препятствия делают мои решения более твердыми.
14. Во мне легко пробудить честолюбие.
15. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
16. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.
17. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.
18. Нужно полагаться только на самого себя.
19. В жизни мало вещей боллее важных, чем деньги.
20. Всегда, когда мне предстоит выполнить задание, я ни о чем другом не думаю.
21. Я менее честолюбив, чем многие другие.
22. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.
23. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.
24. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
25. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
26. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другие.
27. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
28. Мои друзья иногда считают меня ленивым.
29. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.
30. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.
31. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.
32. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.
33. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
34. Когда я работаю вместе с другими, я достигаю больших результатов, чем другие.
35. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
36. Я завидую людям, которые не очень загружены работой.
37. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.
38. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я предпринимаю меры вплоть до крайних.
Оцените результаты.
Поставьте себе по одному баллу:
за каждый ответ «да» на вопросы
№ 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41;
и за каждый ответ «нет» на вопросы
№ 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39.
32-28 баллов. У вас очень сильная мотивация к успеху, Вы упорны в достижении цели, готовы преодолеть любые препятствия.
27-15 баллов. У Вас средняя мотивация к успеху, такая же, как у большинства людей. Стремление к цели приходит к Вам в форме приливов и отливов. Порой Вам хочется все бросить, так как Вы считаете, что цель, к которой Вы стремитесь, недостижима.
14-0 баллов. Мотивация к успеху у Вас довольно слабая, Вы довольны собой и своим положением. На работе «не горите», убеждены, что независимо от Ваших усилий все пойдет своим чередом.
Автор теории – Фредерик Герцберг (1959 г.). Эту теорию ещё называют теорией удовлетворённости трудом[6]. Во второй половине 50-х гг. Ф. Герцберг провёл исследования на различных рабочих местах в разных профессиональных группах и в разных странах методом интервьюирования. Работников просили описать ситуации, в которых они чувствовали полное удовлетворение или наоборот, неудовлетворённость от своей работы.
В результате Герцберг пришел к выводу, что удовлетворённость и неудовлетворённость вызваны разными группами факторов.
Было выделено две группы факторов: гигиенические факторы (они же – факторы условий труда, факторы контекста) и факторы-мотиваторы (см. таблицу ).
Таблица 2 – Две группы факторов в теории Герцберга
Гигиенические факторы | Факторы-мотиваторы |
1. Способ управления и степень непосредственного контроля. 2. Политика администрации фирмы. 3. Условия труда. 4. Межличностные отношения в коллективе (с начальством, коллегами и подчиненными). 5. Заработок. 6. Гарантированность и стабильность работы. 7. Влияние работы на личную жизнь. | 1. Профессиональные достижения и признание успеха. 2. Интерес к работе. 3. Ответственность (самостоятельность). 4. Продвижение по службе. 5. Возможность профессионального роста. |
Одна группа, названная Герцбергом «гигиенические факторы», определяла возникновение чувства неудовлетворённости или нейтрального состояния. Сами по себе эти факторы чувства удовлетворённости трудом не давали, но их благоприятное сочетание приводило к нейтральному состоянию.
Чувство удовлетворённости было связано с другой группой факторов, названной «мотиваторами». Факторы-мотиваторы не только влияют на удовлетворённость, но и способствуют повышению производительности и качества труда.
Контекст – [лат. – тесная связь, соединение] в данном случае – фон, на котором выполняется работа.
Гигиенические факторы необходимы, но не достаточны. Для усиления мотивации необходимо давать работникам возможности достижения успеха, признания этого успеха, профессионального роста, вызывать интерес к работе, давать самостоятельность, продвигать по службе.
Обращает на себя внимание положение заработка в этой теории: по мнению Герцберга (или респондентов), заработок не является мотивирующим фактором! Это расходится с представлениями наших руководителей о стимулировании работников: как правило, они считают именно заработок основным мотиватором.
Многие организации попытались реализовать эти выводы посредством программ «обогащения труда»: работа расширяется и перестраивается по вертикали – начальник передает подчинённому часть своих функций и вознаграждений. «Обогащение» труда даёт исполнителю возможность почувствовать сложность и значимость дела, независимость при выборе решений, исключить или уменьшить монотонность, рутинность, повысить ответственность за выполнение заданий, создать ощущение того, что человек выполняет отдельную и полностью самостоятельную работу.
Хотя теория успешно используется во многих случаях, но подходит не всегда и не для всех.
4. Теория трёх факторов Клейтона Альдерфера (ERG-теория)
[ə:g-теория]
Теории Маслоу и Герцберга получили обобщение в теории Клейтона Альдерфера.
Он предлагает три основные потребности:
а) экзистенциальные (existence [igzi'sist(ə)ns] – бытиё, жизнь);
б) социальные (relatedness [ri'leitidniz] – связи);
в) развития (growth [grəuθ] – рост, развитие]).
Сравнение потребностей по Альдерферу, Маслоу и Герцбергу показано в таблице .
Таблица – Сравнение потребностей по Альдерферу и Маслоу
Потребности | ||
по К. Альдерферу | по А. Маслоу | по Ф. Герцбергу |
1.Экзистенциальные – потребности в существовании | Физиологические и безопасности | Заработок. Гарантированность и стабильность работы |
2. Социальные – в социальных связях (отношениях) | В принадлежности, любви и уважении со стороны окружающих | Межличностные отношения |
3. Развития – в росте и развитии | Когнитивные и в самоактуализации | Продвижение по службе и возможность профессионального роста |
Альдерфер отрицал иерархичность потребностей. Считал, что могут доминировать сразу несколько потребностей. Но если блокировать более высокую потребность, то возрастает стремление к более частому удовлетворению нижележащей потребности.