Искусство рококо

Художественные стили эпохи Просвещения

Лекция 7

Вопросы для самоконтроля

1. Объясните общий смысл понятий классицизм, реализм, Просвещение, Новое время, протестантизм.

2. Каковы основные идеи, темы произведений изобразительного искусства, архитектуры классического стиля?

3. Почему классицизм называют стилем французской монархии?

4. Как Вы понимаете укоренившийся в живописи XVII века принцип внестилевой формы отражения действительности ?

5. Какие новые жанры возникают в искусстве XVII века?

6. Что такое станковая живопись?

7. Какие три самостоятельных направления христианства утверждаются в XVII веке?

8. Чем объясняется кризис гуманистических идей, проявившийся в XVII веке?

9. Почему период XVII-XIX веков в Европе именуется Новым временем?

Просвещение — необходимая сту­пень в поступательном развитии любой страны, расстающейся с фео­дальным образом жизни и стремящейся бесповоротно встать на путь научно-технического и социального прогресса.

Термин «Просвещение» впервые употребил И. Кант в 1784 г. в статье «Ответ на вопрос: что такое просвещение?». Он предложил считать просвещение необходимой эпохой человечества. Ее суть состояла в использовании знаний и разума людей для социального прогресса.

Просвещение характеризовалось культом знаний, разума и науки. Его представители отрицали феодализм, его методы управления обществом, феодальное право и судоустройство, сословный деспотизм и привилегии феодалов. Острой, порой жесткой критике подвергалось средневековое искусство и христианская пассивная мораль, римско-католическая духовность.

Просветители активно осваивали и распространяли научные знания. В XVII-XVIII веках в Европе сформировалась наука в ее современном понимании. Широко было распространено экспериментаторство. Все подвергалось опытной проверке. Что нельзя было подтвердить экспериментально, признавалось вымыслом или иррациональным. Рациональное познание, его методы и средства дополняли научно-экспериментальное знание, углубляли его, позволяли открывать законы и формировать тео­рии.

Применение научных методов познания общества, критическое осмысление практики феодализма приводили к убеждению, что необходимо буржуазно-демократическое устройство государства с соответствую­щими способами управления, нормами права и судопроизводством. Человек только в таком обществе может быть свободен духовно, эконо­мически и политически, наиболее полно проявлять свои способности и возможности. Необходима и новая мораль, основанная на социальном равенстве, свободе, справедливости и счастье каждого человека.

В эпоху Просвещения существенно изменилась система ценностных ориентаций. В материальной культуре произошел переход от ремеслен­но-кустарного производства к фабрично-заводскому. Ориентация на преобразование продуктов природы уступила место созданию новых ви­дов товаров, более качественных для человека и сложных в изготовле­нии. От феодального замкнутого образа материально-бытовой жизни об­щество переходит к открытому буржуазному способу жизнеустройства. Он обеспечивал более полное удовлетворение потребностей и интересов людей, но ориентировался на индивидуализм, высокую социальную активность, деловитость и предприимчивость. Новый образ жизни, в основе которого находилась частная собственность и имущественное неравенство, порождал и обман, попрание чести и совести. Поэтому большое значение стало придаваться правовому регулированию общественных отношений, разработке новых правовых норм и законов. Но европейское общество, тем не менее, перешло от примитивных традиционных орудий труда к машинной технике.

В духовной культуре главная социальная ориентация была уже не на религию, а на светское государство, просвещенный абсолютизм или демократию, на теорию общественного договора в организации жизни общества и управлении им, на капиталистическое (буржуазное) право и судопроизводство. Формируется естественная теория права. Отрицаются старые традици­онные установки жизни: «война против всех», «человек агрессивен от при­роды». Вместо них внедряется гуманизм, толерантность, дух свободного творчества, демократизм. Существенное развитие получает философия. Возникает эмпиризм, рационализм, материализм, атеизм, идеализм, ирра­ционализм, консерватизм и другие течения. Суждение И.Канта: «Имей мужество пользоваться собственным умом» — становится девизом Просвещения в Германии и других странах. Обосновывается лозунг первых бур­жуазно-демократических революций: «Свобода. Равенство. Братство», имевший особую духовную поддержку во Франции.

Рококо зародилось в XVII в., а превратилось в господствующий стиль в XVIII. Пожалуй, это самый характерный для французов стиль, в нем сконцентрировались особенности национальной психологии, образ жиз­ни и стиль мышления высшего класса. Рококо – порождение исключительно светской культуры, прежде всего королевского двора и французской аристократии. Термин «рококо», произошедший от французского «рокайль» (букв: бриллиант и украшение из раковин), появился в конце XVIII в.

Искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства — игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство. Сюжеты — только любовные, эротические, любимые героини — нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты». Для рококо характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротиче­ских ситуаций. Скульптура и живопись изящны, декоративны, в них пре­обладают галантные сцены. Статуэтки и бюсты предназначены для уб­ранства интерьера. Стены обильно украшены лепниной, ажурным орнаментом, позолотой и мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, зеркалами. Хрустальные люстры, изящная мебель с инкруста­цией дополняли впечатление праздника. Мир миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном искусстве — в мебели, посуде, бронзе, фарфоре.

Рококо можно считать лебединой песней, уходящей в историю феодальной аристократии. На смену ей шла буржуазия с новыми, более упрощенными интересами и грубыми художественными вкусами. Дворянская эпоха уходила красиво, создав неподражаемый стиль утонченной изысканности. В это время, т. е. со 2-й половины XVII столетия, Фран­ция и королевский двор прочно и надолго занимают ведущее место в ху­дожественной жизни Европы.

Искусство и архитектура рококо отличались особой образностью и оригинальностью. Отвергнув принцип классицистической декоратив­ности, новый стиль предложил взамен образ элегантной фривольности. Наибольшего блеска это искусство достигло во Франции. Людовик XIV (1643—1715) отошел от торжественной пышности барокко ради более непринужденного и гедонистического искусства. Были отвергнуты и строгие правила академического классицизма последователей Пуссе­на: придворная аристократия явно склонялась к темам чувственного удовольствия и любви к роскоши.

Выдающимся французским представителем рококо являлся Антуан Ватто (1684—1721). Им создано около 300 картин и рисунков. В бытовых и театральных сценах, галантных празднествах, отмеченных изысканной нежностью красочных нюансов, трепетностью рисунка, он воссоздал мир тончайших душевных состояний. Его картины изобилуют причудливы­ми украшениями, криволинейностью линий, завитками, словно напуд­ренный парик знатной дамы или ее кавалера. Под влиянием мифологи­ческой «поэзии» Тициана и Веронезе он изображает мир покоя, идиллии, грез.

Другим ярким выразителем этого художественного стиля был Франсуа Буше (1703—1770). Сын орнаментщика и торговца эстампами, он сделал блестящую карьеру, стал «первым художником короля», директором Академии. Буше умел делать все: картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, эскизы костюмов. Но больше всего он прославился своими декорациями и портретами, которые по-домашнему просты и естественны. Игривая обнаженность, мягкие краски, сладострастные позы женских портретов пере­давали истинный дух искусства рококо, атмосферу томного гедонизма, царившую при Версальском дворе.