Стилевые особенности культуры Нового времени

Европейская культура XVII века

Лекция 6

Вопросы для самоконтроля

1. Какое движение, стиль, этап, процесс считают художественным завершением позднего Ренессанса?

2. В каких жанрах ярко раскрываются стилевые особенности барокко?

3. Как преломляются принципы барокко в литературе?

4. Назовите ярчайших представителей, воплотивших стилевые особенности барокко в архитектуре, живописи, скульптуре.

5. Подготовьте доклад о творчестве знаменитого российского архитектора В.Растрелли.

Европейская культура XVII века являет собой многоплановый целостный этап в истории западноевропейского искусства. О наивысших художественных достижениях этой эпохи в Испании, Франции, Италии, Голландии, Фландрии мы уже говорили в прошлой лекции. В связи с тем, что именно в XVII веке складывается художественная система, отличающаяся единством идейно-образных принципов и приемов художественного языка – стиль, обратимся к рассмотрению сложившихся в XVII веке стилевых систем. Стилевые особенности барокко также были кратко охарактеризованы, поэтому речь пойдет о классицизме и реалистическом направлении в искусстве.

Франция XVII века – историческая арена развития классицизма, стиля, решающего изобразительными средствами задачу прославления могущества абсолютного монарха. Классицизм занял главенствующие позиции во Франции в эпоху Людовика XIV, ставшую апогеем абсолютизма.

Вместо драматических эффектов барочного зодчества классицизм выдвигает принцип соединения величавой торжественности архитектурного образа с разумной ясностью. Хотя XVII век представляет первый этап классицизма, когда особенности этого стиля не достигли наиболее строгого и чистого выраже­ния, общественные и дворцовые сооружения, городские ансамбли, дворцово-парковые комплексы проникнуты духом торжественной парадности. Их пространственное решение отличается ясной логикой, фасады — гармонией композиционного построения с соразмерностью частей, архитектурные формы — простотой и строгостью. Строгая упорядоченность вносится даже в природу: мастерами классицизма была со­здана система так называемого регулярного парка. Зодчие классицизма часто обращаются к античному наследию, изу­чая общие принципы античной архитектуры и прежде всего систему ордеров, перерабатывая отдельные мотивы и формы. Дух классицизма не благоприятствовал выражению религи­озно-мистических идей, и поэтому культовые постройки не имеют в архитектуре классицизма того огромного значения, как в барокко. Классицизм оставил такие замечательные па­мятники художественного синтеза, как скульптура и декора­тивно-прикладное искусство в архитектурном ансамбле.

В изобразительном искусстве классицизма одной из основ­ных тем была тема долга, победы общественного над личным, тема утверждения высших этических принципов: героизма, доблести, моральной чистоты, которые находят свое художе­ственное претворение в образах, исполненных возвышенной красоты и величия. Противоречиям и несовершенству действительности классицизм противопоставляет принцип ра­зумности и суровой дисциплины, с помощью которых человек должен преодолевать жизненные препятствия. Согласно эстетике классицизма, разум является основным критерием прекрасного. Художник в своем творчестве должен исходить из совершенных образцов, которыми считались произведения античного искусства и Высокого Возрождения. В противопо­ложность барокко классицизм не допускал преувеличенной эмоциональной выразительности: так героям французского художника Пуссена свойственны волевая собранность и спо­койное самообладание, ясность и уравновешенность компози­ции. Фигуры в его живописных работах отличаются строгос­тью и классической законченностью. В средствах изобрази­тельного языка теория классицизма отдает предпочтение рисунку, а колориту отводится подчиненная роль. Признавая красоту реального бытия, красоту природы, художники клас­сицизма отдавали предпочтение изображению природы, ко­торая служит не только активным фоном в сюжетных компо­зициях, но часто составляет определяющую основу в общем строе картины. В живописи классицизма (Пуссен и Клод Лоррен) пейзаж не только сложился как жанр, но и пережил определенный расцвет.

Классицизм стал стилем французской монархии преиму­щественно в архитектуре, в декоративно-прикладном искус­стве (монументально-декоративная живопись), а в парадном портрете репрезентативные качества барокко больше соот­ветствовали требованиям абсолютизма. Росписями прославился Шарль Лебрен, придворным мастером парадного порт­рета был Риго.

Наряду с барокко и классицизмом в живописи XVII века складывается принципиально новая, внестилевая фор­ма отражения действительности. Ее появление — одна из важнейших вех в истории мирового искусства. Суть ее в том, что художественный образ возникает не в рамках стиля, а на основе непосредственного обращения художника к явлениям реального мира, ко всему богатству натуры. Речь идет о непосредственной связи образов с реальной действительнос­тью. Художественное обобщение здесь достигается путем отбора наиболее типических образов, явлений действительно­сти и раскрытия их существенных особенностей. Уже само разнообразие реального мира служит причиной того, что и различные творческие направления, и отдельные мастера, представляющие эту новую художественную систему, отли­чаются исключительным разнообразием идей и образного языка. Среди гениальных художников, раскрывавших в сво­их произведениях существенные стороны эпохи, мы назовем Веласкеса и Рембрандта, а среди бытоописателей бюргер­ства и крестьянства — Франса Хальса (портрет) и Якоба ван Рейсдаля (пейзаж).

Новый внестилевой реалистический метод способствовал невиданному расширению возможностей изобразительного искусства. Возникли новые жанры: бытовой жанр, натюр­морт; сложился в самых развитых формах пейзаж, решаю­щие сдвиги произошли в жанрах, имевших вековые традиции (библейские и мифологические композиции, историческая картина, портрет). Это внестилевое искусство XVII века в научной литературе обозначается нередко термином «реа­лизм».

При различной степени распространенности новая художе­ственная система развивалась почти во всех странах Запад­ной Европы. Так, в Италии это Караваджо и его последовате­ли, во Фландрии одновременно с Рубенсом и его кругом - Брауэр; во Франции - Луи Ленен, в Испании - Веласкес.

Наиболее полное и последовательное выражение эти реа­листические тенденции нашли в голландском искусстве, где республиканско-буржуазный строй, отсутствие абсолютиз­ма и засилья церковной идеологии дали особенно благопри­ятные условия для развития прогрессивных художественных направлений. Творчество великих голландских художников опережает социально-историческое развитие общества, вы­ходя за его рамки и вступая с ним в конфликт.

Но нельзя не признать, что безусловные завоевания реали­стического (внестилевого) направления сопровождались уте­рей стилистической целостности, возможности образного слияния всех видов пластических искусств в единый ансамбль. Живопись окончательно дифференцируется от архитектуры и скульптуры, усиливается процесс станковизации, т. е. созда­ния станковой живописи, не связанной с окружающими произведениями искусства. Намечаются признаки усилившегося расщепления пластических искусств.

Реализм требовал широких обобщений, типического в ре­альных образах. Вот почему выдающиеся мастера обращают­ся к библейским и мифологическим сюжетам, позволяющим довести обобщения до уровня мифа при глубокой жизненной и правдивой трактовке образов (Караваджо, Рембрандт).

Определенная степень единства, отличающего искусство XVII века различных европейских стран, объясняется не только общностью исторического развития, но и культурным обменом. Италия и, в частности, Рим, остается Меккой художников и превращается в международный художественный центр.

Утверждение протестантизма означало своеобразную духовную революцию в Европе XVII века. Она сформировала новые религиозно-идей­ные основы перехода общества от феодализма к капитализму, к созданию культуры нового типа - техногенной, главными элементами которой стали научно-технический прогресс и частное предпринимательство. Была достигнута экономическая, политическая и духовная свобода личности, осмыслена ее самоценность. Упрочился статус светского знания. Реформация переросла в Просвещение.

Один из первых ученых-эмпириков XVII в. английский философ и государственный деятель Ф. Бэкон разрабатывал методы эмпирического познания, он обосновал опытное знание как исходное и необходимое. Его оппонент Р. Декарт из Франции отстаивал приоритетность рациона­лизма в познании и науке. Их работы не столько противоречили друг другу, сколько друг друга дополняли. Наука, особенно механика и мате­матика, активно развивались. Многие знания использовались на практи­ке. Науки и разум рассматривались в качестве основы и главного средст­ва развития материальной и духовной культуры.

Утверждению светского образа жизни как новой культуры способствовали литература, поэзия, театр, музыкальное искус­ство. Повсюду возникали клубы, собрания, ассамблеи, ложи и другие формы общественной организации; сферы, где граждане в соответствии со своим социальным положением и интересами могли проводить время, решать какие-либо вопросы и утверждать себя. Критиковалось невежест­во и заблуждения рассудка.

В художественной культуре возникает классицизм и барокко как два основных стиля. Сложились также другие стили: ампир, рококо, сентиментализм, реализм. Рельефно проявляется критицизм, особенно по отношению к суевериям, бескультурности, религиозным мифам и религиозной морали. Вклад в утверждение и развитие идей Просвещения, их воплоще­ние на практике внесли философы Ф.Бэкон, Дж.Локк, Т.Гоббс, Р.Де­карт, Б.Спиноза, П.Гольбах, К.Гельвеции, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро, И.Кант, И.Фихте, просветители и мыслители Ф.Вольтер, Ш.Монтескье, А.Баумгартен, Т.Джефферсон, математики и философы Г.Лейбниц, Д'Аламбер, представители искусства Г.Лессинг, Ф.Шиллер, П.Рубенс, И.Бах, Ж.Мольер, Э.Фальконе, В.Моцарт, в поэзии Ж.Лафонтен, И.Гете и многие другие. Активным участником эпохи Просвещения ста­ла Россия.

XVI-XVII века вошли в историю европей­ской культуры как Контрреформация.

Папство использовало инквизицию, монашеские ордена, помощь феодалов, активную проповедническую деятельность католических священников. Были созданы новые учебники и учебные заведения для подготовки духовенства. Для восстановления авторитета католической церкви использовались и лояльные к папе и церкви монархи и правительства. Войны этих веков во Франции, Испании, Германии, Чехии, Польше имели религиозно-политический характер.

Протестантизм был оттеснен, но отстоял свои по­зиции и остался непобежденным. Но и католическая церковь укрепила по­зиции, сохранила свое влияние на многие народы Европы, не добившись, однако, главной цели - восстановления единства западной христианской церкви.

Духовная культура Европы имела теперь три важных основания развития: католичество, протестантизм и светское знание, главное содержание которого формировала наука.

К XVIII веку из-за экономических, политических и духовных противо­речий наблюдается кризис гуманистических идей. Прошедшие первые буржуазно-демократические революции, в Нидерландах и Англии, не решили проблемы равенства, братства и свободы. Новое имущественное расслоение общества на основе частной собственности и наемного труда сохранило социально-классовое и сословное деление.

Тем не менее, новый тип культуры был в основном сформирован. Поэтому не случайно XVII-XIX века назва­ны Новым временем, существенной частью которого стало Просвещение.