Рыцарство
Вопросы для самоконтроля
1. В противодействии чему формируется у народа празднично-смеховое мировосприятие?
2. Каков характер карнавального смеха?
3. Кто является героем карнавала и почему?
4. Какие новые жанры возникают на основе религиозных мистерий?
5. Кто и что является объектом и предметом осмеяния на карнавале?
Рыцарская культура начала формироваться в X-XIII веках. Во всей Западной Европе основу войска периода Средневековья составляла тяжелая конница. Почти каждый знаменитый человек был военным. Немецкое слово Ritter широко распространилось ближе к концу Средневековья. Поначалу рыцарь именовался на латинский манер miles (воин). Любой свободный человек мог служить в кавалерии, при этом он назывался «рыцарем» или «конным всадником» (caballarius).
Средневековые законы четко определяют, кто мог стать рыцарем – это всякий свободный человек, у которого два поколения предков носит оружие.
Таким образом, средневековые рыцари были ярко выраженной общественной группой, главным критерием отнесения к которой являлись не социальное положение, не личный статус, не богатство, а образ жизни. В структуре общества рыцари стояли особняком от знати, от простых свободных людей, не имеющих права носить оружие в повседневной жизни. Ближе к концу эпохи образ рыцаря романтизировался, что было связано с тем, что рыцарство постепенно становилось уделом богатых, знатных людей. Учреждение ордена Звезды (1352 г.) явилось кульминацией рыцарского романтизма, опиравшегося«на обычаи рыцарей Круглого Стола».Посвятивший себя военной службе феодал постепенно переходил на стезю государственной службы, забывая при этом чисто военные обязанности. Воинский долг представал в виде рыцарской чести. Обязательным атрибутом рыцарства являлись турниры и поединки, неслыханные обеты, служение даме.
Говоря о системе рыцарских идей как о поведении по правилам чести и в согласии с требованиями добродетели, возможно определить связь между рыцарством и эволюцией международного права. Известно, что получение выкупа за пленников знатного рода было делом особой важности в войнах Средневековья, и именно в этом пункте рыцарская честь и принципы международного права сближаются.
Среди глубоких человеческих чувств нет более подходящего, чем гордость, для превращения ее в честность, патриотизм и совесть.
Лучшие элементы патриотизма – дух жертвенности, стремление к справедливости и защите угнетенных – взросли на почве рыцарственности. В классической стране рыцарства – Франции – впервые возникают волнующие интонации в словах о любви к родине в сочетании с чувством справедливости.
Рыцарство никогда бы не сделалось жизненным идеалом на период нескольких столетий, если бы оно не заключало в себе высокие социальные ценности. Вероятно, в преувеличении благородных и фантастических взглядов была его сила.
В Средневековой культуре наряду с доминирующим и недосягаемым религиозным идеалом утверждается рыцарский идеал красоты. В рыцарском мировосприятии формируются культ естественной (земной) любви, право на земное счастье, устремленность к служению прекрасной даме. Так, в понимании героев «Тристана и Изольды» любовь - не адское наваждение, не опасная болезнь, а чувство, возвышающее человека. Плотские желания, презираемые церковью, обнажают чувственность героев и окружающей их природы.
Только феномен рыцарской любви смог вместить в себя все подлинное совершенство, чистоту, благородство любовных отношений рыцаря и прекрасной дамы. Рыцарская любовь побуждала к процессу духовного самоуглубления, тем самым росток земной любви пустил корни в человеческом бытии. Человек любящий учился ценить различные формы красоты, доверять искреннему проявлению чувств. Факт калокагатии, счастливого совпадения мужчины и женщины более всего вдохновлял любящих и любимых, воспринимался не как грех, а становился в их представлении высоким идеалом, которому уже не суждено было разрушиться и после трагических испытаний – вечного спутника земной любви.
Таким образом, рыцарь приобретает еще одну ипостась: человека изысканного, влюбленного и умеющего изящно выразить чувство, одним словом – куртуазного. Данный идеал закрепился в литературном жанре куртуазного романа, где впервые развивается достаточно тонкий психологический анализ. Одним из ярчайших представителей жанра был Критьен де Труа.
В куртуазной лирике существует две основных школы – поэзия Прованса, где в эпоху Высокого Средневековья находился культурный центр французских земель, и поэзия германских миннезингеров. Прованс – место зарождения куртуазной культуры, здесь был выработан кодекс куртуазной любви. Участники поэтического движения писали на провансальском языке, называя себя трубадурами. Вплоть до покорения Прованса французскими королями в XIII веке и полного разрушения провансальской культуры, эта лирическая традиция продолжалась, оказав существенное влияние на литературный процесс стран Европы. Поэзия трубадуров не признавала анонимности, стихи писали даже женщины. Имелось несколько типов стихотворений – плач, песня, альба – песня влюбленного на заре. Воспевавшаяся любовь – возвышенная – не должна была находить ответного чувства. Для усиления мотива неразделенности чувства трубадуры чаще всего воспевали любовь рыцаря к супруге своего сеньора. Возвышенная любовь противопоставлялась плотской, «ложной», испытываемой к простолюдинке, какой-нибудь пастушке.
По словам А.С.Пушкина, трубадуры играли рифмою, придумывали затруднительные формы, обращались к новым источникам вдохновения, воспевали любовь и войну.
На смену трубадурам пришли труверы во Франции и миннезингеры – в Германии. Их музыкально-песенное творчество было связано с церковными традициями, славящее культ Девы Марии. В стихах нет изощренной рифмовки, попроще стихотворные размеры. Особенно известно имя немецкого поэта – миннезингера Тангейзера (1205-1270), создавшего множество танцевальных песен. Именно ему посвятил свою оперу немецкий композитор Рихард Вагнер – «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге».