Меч, сабля и посох

Давайте спустимся с небес на землю и рассмотрим некоторые технические приемы тай-цзи цюань с применением холодного оружия. На рис. 19.2 показаны три типичных приема владения мечом: «зеленый дракон появляется из пещеры» (рис. 19.2, а), «Я-ша проверяет море» (рис. 19.2, б) и «ласточка возвращается в гнездо» (рис. 19.2, в).


Рис. 19.2. Приемы с мечом

 

Все эти приемы исполнены изящества и красоты, однако не как застывшие, статичные формы, а в динамике, отражающей плавный и «текучий» ритм техники тай-цзи цюань. Заканчивая разговор о китайском мече, привожу четверостишье под названием «Песнь мечу тай-цзи»:

Непостижимы радуги чудесной и дракона тайны,

Клинка капризы неподвластны новичку.

До слез смеяться будет мастер Фен,

Смотря, как рубит он налево и направо.

В китайской традиции владение ножом или саблей принципиально отличается от техники работы с мечом. Китайский меч обоюдоострый и легкий, в то время как сабля имеет одностороннюю заточку и значительный вес. Цитируя приведенное выше стихотворение, можно сказать, что не следует размахивать («рубить») оружием «налево и направо», если у вас в руках меч, а не сабля.

Сабля не пользуется большой популярностью у мастеров тай-цзи, вследствие того что больше подходит для «внешнего» применения силы, свойственного кунг-фу и не характерного для техники внутренних школ. В случае применения этого оружия в тай-цзи цюань особое внимание уделяется утонченным и скоростным приемам. На рис. 19.3 показаны два сабельных приема: «белая обезьяна дарит фрукты» (рис. 19.3, а) и «император Хань убивает змею» (рис. 19.3, б).


Рис. 19.3. Приемы с саблей

 

Техника владения боевым посохом основана на технике работы с копьем тай-цзи цюань, которое, как это ни прискорбно, в настоящее время применяется крайне редко. В отличие от комбинационного изучения техники владения мечом или саблей, тренировки с посохом выделены в особый комплекс упражнений. На рис. 19.4 показаны некоторые типичные приемы, которые основаны на техниках владения копьем и посохом, заимствованных из шаолиньской школы великого генерала Миньской эпохи Чень Зон Доу.

При атаке сверху посох отбивается (рис. 19.4, а) и проводится контратака в голову противника (рис. 19.4, б). На рис. 19.4, в атакующий удар направлен в середину корпуса. Обороняющийся делает шаг передней ногой влево, отражает удар, разворачивая корпус и принимая боковую стойку «четыре — шесть», а затем наносит по корпусу противника контрудар (рис. 19.4, г). На рис. 19.4, е атака нацелена на нижнюю часть тела. Обороняющийся отбивает удар и контратакует (рис. 19.4, е).


Рис. 19.4. Применение боевого посоха

Сокрушаясь о существенном пробеле в системе обучения тай-цзи, мастера в третьем поколении, Ву Ю Шиань, Хань Кин Шиань, Ли Шень Дуан и Хау Жонь Тиан, составили комплекс специальных упражнений с посохом, аналогичный технике работы с копьем, принятой в шаолиньской школе. На рис. 19.5 показаны три приема из комплекса тай-цзи цюань: «разгребать траву в поисках змеи» (рис. 19.5, а), «пять цветков» (рис. 19.5, б) и «гора Тай на голове» (рис. 19.5, в).


Рис. 19.5. Приемы с боевым посохом

Глава 20. Философия тай-цзи цюань Непреходящая мудрость Вань Зонь Ю

Он подчеркивает важность понятий «убегания» и «прилипания» в технике «толкающих рук» и дает исчерпывающие рекомендации по обучению основам мастерства.