Интегративная деятельность мозга.

Часа).

Лекция № 8. Физиологические механизмы поведения человека (2

План:

1. Интегративная деятельность мозга.

2. Потребность, мотивация, эмоция и их роль в формировании поведения.

3. Виды памяти в биологических системах.

В условиях реального существования организма условный рефлекс

является элементом, включенным в сложную целостную деятельность мозга –

интегративную деятельность.

Наличие сложной системы внутрикорковых и корково-подкорковых связей

создает основу для взаимодействия нервных центров. Интегративная

деятельность мозга в каждый момент времени осуществляется структурами

мозга, объединенными в динамические системы, обеспечивающие

приспособительный характер поведенческих реакций.

Рассматривая, системную организацию интегративной деятельности мозга

П.К. Анохин, вслед за И.М. Сеченовым, И.П. Павловым, А.А. Ухтомским

сформулировал концепцию функциональной системы.

Согласно этой концепции в каждый момент времени формируется сложная

система, представляющая собой временное объединение рецепторов, нервных

элементов различных структур мозга и исполнительных органов.

Структуры, объединенные в функциональную систему, осуществляют ряд

важнейших операций. Это, прежде всего афферентный синтез информации,

поступающей из разных источников и сигнализирующей как о конкретном

стимуле, вызывающем реакцию, так и о доминирующих потребностях и

биологической мотивации. На основе афферентного синтеза осуществляется

принятие решения. В результате принятия решения формируется программа

действия, осуществление которой связано с функционированием специального

аппарата – акцептора результатов действия, т.е. нейронной модели

предполагаемого результата. Осуществление действия приводит к результату,

информация о котором по системе обратных связей (обратная афферентация)

поступает в высшие отделы ЦНС, где она сравнивается с результатом,

запрограммированным в акцепторе действия. Если полученный результат

соответствует ожидаемому, т.е. цель достигнута, то сформировавшаяся система

перестает функционировать.

Таким образом, в сложном поведенческом акте рефлекторная дуга

замыкается в рефлекторное кольцо. В естественных условиях жизни организма

деятельность обычно начинается с создания плана и программы данной

конкретной поведенческой реакции.