Интегративная деятельность мозга.
Часа).
Лекция № 8. Физиологические механизмы поведения человека (2
План:
1. Интегративная деятельность мозга.
2. Потребность, мотивация, эмоция и их роль в формировании поведения.
3. Виды памяти в биологических системах.
В условиях реального существования организма условный рефлекс
является элементом, включенным в сложную целостную деятельность мозга –
интегративную деятельность.
Наличие сложной системы внутрикорковых и корково-подкорковых связей
создает основу для взаимодействия нервных центров. Интегративная
деятельность мозга в каждый момент времени осуществляется структурами
мозга, объединенными в динамические системы, обеспечивающие
приспособительный характер поведенческих реакций.
Рассматривая, системную организацию интегративной деятельности мозга
П.К. Анохин, вслед за И.М. Сеченовым, И.П. Павловым, А.А. Ухтомским
сформулировал концепцию функциональной системы.
Согласно этой концепции в каждый момент времени формируется сложная
система, представляющая собой временное объединение рецепторов, нервных
элементов различных структур мозга и исполнительных органов.
Структуры, объединенные в функциональную систему, осуществляют ряд
важнейших операций. Это, прежде всего афферентный синтез информации,
поступающей из разных источников и сигнализирующей как о конкретном
стимуле, вызывающем реакцию, так и о доминирующих потребностях и
биологической мотивации. На основе афферентного синтеза осуществляется
принятие решения. В результате принятия решения формируется программа
действия, осуществление которой связано с функционированием специального
аппарата – акцептора результатов действия, т.е. нейронной модели
предполагаемого результата. Осуществление действия приводит к результату,
информация о котором по системе обратных связей (обратная афферентация)
поступает в высшие отделы ЦНС, где она сравнивается с результатом,
запрограммированным в акцепторе действия. Если полученный результат
соответствует ожидаемому, т.е. цель достигнута, то сформировавшаяся система
перестает функционировать.
Таким образом, в сложном поведенческом акте рефлекторная дуга
замыкается в рефлекторное кольцо. В естественных условиях жизни организма
деятельность обычно начинается с создания плана и программы данной
конкретной поведенческой реакции.