Лекция № 3: Районные суды – основное звено системы судов общей юрисдикции

Заключение

Конституционный Суд Российской Федерации

Структура Верховного Суда Российской Федерации

Структура суда субъекта федерации

Председатель суда
Президиум суда субъекта федерации
Судебная коллегия по уголовным судам Судебная коллегия по гражданским судам
Судебные составы Судебные составы

Дела по протестам в порядке надзора председателя суда субъекта федерации, Председателя Верховного Суда РФ, прокурора области, Генерального прокурора РФ и их заместителей на решения судов первой инстанции, вступившие в законную силу, а также кассационные определения судебных коллегий областных судов по этим делам, рассматривает Президиум краевого (областного) суда, состоящий из председателя суда, его заместителей и наиболее подготовленных судей. Заседания Президиума проходят не реже двух раз в месяц. Его решения правомочны при наличии большинства членов Президиума. Постановления Президиума вступают в законную силу с момента оглашения и могут быть опротестованы только в порядке надзора Председателем Верховного Суда РФ, Генеральным прокурором РФ и их заместителями.

Аппарат суда субъекта федерации состоит из подразделения консультантов, занимающихся изучением жалоб и дел, поступающих для проверки в порядке надзора; канцелярии или секретариата, сотрудники которых ведут протоколы судебных заседаний, готовят дела для рассмотрения, выполняют справочную работу; архива, экспедиции, вспомогательных служб.

4. Верховный Суд Российской Федерации.Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд РФ как высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

В соответствии с Федеральным конституционным законом РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96 г. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая и военные суды.

Верховный Суд обладает юрисдикцией над всей территорией России. Его решения, приговоры, определения и постановления кассационному обжалования и опротестованию не подлежат. Верховный Суд вправе пересмотреть решение, приговор, определение или постановление любого нижестоящего суда по любому делу. Он обладает правом законодательной инициативы и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд Российской Федерации действует в составе: Пленума Верховного Суда; Президиума Верховного Суда; Судебной коллегии по уголовным делам; Судебной коллегии по гражданским делам; Кассационной коллегии; Военной коллегии[81].

Пленум Верхового Суда РФ
Председатель ВС РФ
Президиум ВС РФ
Судебная коллегия по уголовным делам Судебная коллегия по гражданским делам
Судебные составы Судебные составы
Военная коллегия Кассационная коллегия
Судебные составы Судебные составы

 

Верховный Суд РФ состоит из Председателя, его 5 заместителей, 100 судей и 75 народных заседателей. Срок полномочий народных заседателей - пять лет. Дела в качестве суда первой инстанции он рассматривает в составе одного профессионального судьи и двух народных заседателей или трех профессиональных судей в Судебной коллегии по уголовным или гражданским делам. Данные коллегии подразделяются на судебные составы по 6-8 судей Верховного Суда РФ, один из которых является председателем состава.

В кассационном порядке дела по жалобам и протестам рассматриваются в составе трех профессиональных судей в Кассационной коллегии[82]. Президиум Верховного Суда Российской Федерации - высшая судебная инстанция России по делам, отнесенным к ведению судов общей юрисдикции. Президиум на своих заседаниях рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также материалы изучения и обобщения судебной практики.

Протесты в порядке надзора В Президиум Верховного Суда РФ могут приносить Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор Российской Федерации и их заместители. Президиум состоит из 13 судей. В его состав входят Председатель Верховного Суда РФ, его заместители и наиболее авторитетные судьи. Заседания Президиума проводятся не реже 1 раза в месяц. Постановления принимаются простым большинством голосов в ходе открытого голосования. Они правомочны при наличии большинства членов Президиума.

Пленум Верховного Суда РФ является коллегиальным органом, объединяющим всех судей Верховного Суда. На своих заседаниях он рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, дает разъяснения по вопросам применения законодательства, утверждает составы судебных коллегий, рассматривает вопросы о внесении представлений в Федеральное Собрание РФ в порядке осуществления законодательной инициативы, а также о толковании законов.

Пленум созывается не реже одного раза в 4 месяца. Заседания Пленума правомочно при наличии не менее двух третей полного состава. Постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов. Военная коллегия осуществляет непосредственный надзор за судебной деятельностью всех военных судов[83].

Обеспечивает работу аппарат Верховного Суда РФ, работники которого являются государственными служащими. Им присваиваются классные чины, а в Военной коллегии и воинские звания. Структурно аппарат построен их ведущих отделов: проверки судебных решений в порядке надзора, обобщения судебной практики, работы с законодательством и кодификации и т.д.; управлений (планово-финансового, хозяйственного, управления делами), отделов (кадров, контроля и исполнения решений, хранения судебных документов; секретариаты Президиума и др.

Верховный Суд РФ располагает собственным печатным органом - «Бюллетенем Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуются все постановления Пленума Верховного Суда, наиболее важные и сложные дела, рассмотренные на Президиуме, судебных коллегиях Верховного Суда РФ и в нижестоящих судах. При Верховном Суде РФ в 1997 году создан Судебный департамент с системой местных органов для осуществления организационного, материального и ресурсного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции.

Военные суды.Компетенция, полномочия и место военных судов в судебной системе Российской Федерации определены Федеральным конституционным законом РФ от 31.12.96 г. «О судебной системе Российской Федерации». В своей деятельности военные суды должны руководствоваться Федеральным законом РФ от 3.12.94 г. «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции» и «Положением о военных трибуналах», которое действует в редакции Закона СССР от 25.06.80 г. В соответствии со ст.11 «Положения о военных трибуналах», военным судам подсудны:

1. дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими военных сборов;

2. дела о всех преступлениях, совершенных сотрудниками ФСБ;

3. дела о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенные лицами начальствующего состава ИТУ;

4. все дела о шпионаже;

5. дела о преступлениях, совершенных лицами, в отношении которых имеется специальное указание в законе[84].

В настоящее время военные суды осуществляют правосудие в основном по уголовным делам. Лишь в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды, военные суды рассматривают все гражданские дела[85]. В порядке гражданского судопроизводства военные суды осуществляют рассмотрение жалоб военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих их права и свободы. Основным звеном системы военных судов являются военные суды гарнизона и им равные. Им подсудно большинство уголовных дел и все гражданские дела, отнесенные к компетенции военных судов.

По персональному признаку военным судам этого звена подсудны дела о военнослужащих, имеющих воинские звания до подполковника (капитана 2 ранга) включительно и занимающих должности не выше заместителя командира полка. Уголовные дела по обвинению в преступлениях, за которые в мирное время может быть назначена смертная казнь, эти суды не рассматривают. Военные суды этого звена - суды только первой инстанции.

Вторым звеном системы военных судов являются военные суды видов Вооруженных Сил, округов, групп войск, флотов. Им подсудны уголовные дела по обвинению лиц, имеющих воинские звания полковник (капитан 1 ранга), а также лиц, занимающих должности от командира полка до заместителя командира соединения. В компетенцию данных судов входит и рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции и надзорной инстанции по приговорам, решениям, постановлениям или определениям военных судов первого звена.

Военной коллегии Верховного Суда РФ подсудны дела исключительной важности, а также дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинское звание генерал (адмирал) либо занимающих должности от командира соединения и выше. Кроме этого Военная коллегия, как суд второй инстанции, проверяет законность и обоснованность приговоров военных судов округов и им равных в кассационном порядке, а как суд надзорной инстанции - вступившие в законную силу приговоры и определения всех военных судов.

Судьи военных судов пользуются всеми правами, предоставляемыми законом судьям. Закон о статусе судей полностью распространяется и на них. Несмотря на то, что военные судьи состоят на действительной военной службе, военные власти любого уровня не вправе вмешиваться в их деятельность по осуществлению судебных функций. Судья военного суда не может быть уволен с военной службы в течении срока его полномочий, кроме случает увольнения по состоянию здоровья и по достижению предельного возраста пребывания на военной службе независимо от воинского звания - 60 лет.

Военные суды значительную часть дел рассматривают с участием народных заседателей. Для избрания народных заседателей военного суда необходимо выполнение двух основных условий - гражданство Российской Федерации и пребывание на действительной военной службе. Народным заседателем может быть избрано лицо, достигшее 18-летнего возраста, открытым голосование на общем собрании военнослужащих воинских частей на срок два с половиной года. К исполнению своих обязанностей народные заседатели привлекаются на 2 недели в году, при необходимости этот срок может быть продлен до окончания рассмотрения дела.

Арбитражные суды.Арбитражные суды в Российской Федерации действуют в соответствии с Федеральным конституционным законом РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96 г., Федеральным конституционным законом РФ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.95 г., Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными конституционными законами.

Основными задачами арбитражных судов при рассмотрении экономических споров и иных дел, отнесенных к их компетенции являются:

· защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

· содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды рассматривают экономические споры и споры в сфере управления. Деятельность арбитражных судов строится на основных конституционных принципах правосудия. Стороны, при разбирательстве дела в арбитражном суде представляют истцы и ответчики. Истцами являются организации и граждане, предъявившие иск в своих интересах. Ответчиками - организации и граждане, к которым предъявлен иск.

Дела в первой инстанции рассматриваются, как правило, судьей единолично. В апелляционной, кассационной и надзорной инстанции - коллегиально. Решения арбитражного суда первой инстанции вступают в законную силу по истечению месяца после их принятия. Решения Высшего Арбитражного Суда РФ вступают в законную силу с момента их принятия. При рассмотрении дела в апелляционной инстанции суд принимает постановление, вступающее в законную силу с момента его принятия. Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию. Постановление, принятое по результатам рассмотрения дела в кассационной инстанции обжалованию не подлежит. Разбирательство дел в арбитражных судах открытое (кроме случаев, установленных федеральным законом), процесс ведется на русском языке[86].

Систему арбитражных судов Российской Федерации составляют: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов федерации.

1. Арбитражные суды субъектов федерации.Арбитражный суд субъекта федерации на своих заседаниях:

1. рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, подсудные арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ[87];

2. рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции;

3. пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

4. обращается в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности закона, применяемого, либо подлежащего применению в деле, рассматриваемом им;

5. изучает и обобщает судебную практику;

6. готовит предложения по совершенствованию законодательства;

7. анализирует судебную статистику.

В арбитражном суде действует президиум. В него входят Председатель суда, его заместители и наиболее авторитетные судьи. Судьи, входящие в президиум этого суда, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ.

Президиум арбитражного суда субъекта федерации утверждает списки членов судебных коллегий и составов, рассматривает организационные вопросы работы суда, рассматривает вопросы судебной практики. Собирается по мере необходимости. В арбитражном суде субъекта федерации могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по разрешению споров, возникающих из административных правоотношений. В этом случае судебные коллегии возглавляются заместителями председателя суда. В рамках коллегий или, при их отсутствии, из числа судей данного суда образуются судебные составы, которые возглавляют председатели, утвержденные президиумом арбитражного суда субъекта федерации.

2. Федеральные арбитражные суды округов.Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях.

В Российской Федерации действуют 10 федеральных арбитражных судов округов.

Федеральные арбитражные суды округов действуют в составе: президиума федерального арбитражного суда округа; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающий из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Президиум федерального арбитражного суда округа действует в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных составов и наиболее авторитетных судей. Он утверждает состав судебных коллегий и составов, рассматривает другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики. Собирается по мере необходимости. Судебные коллегии возглавляют председатели - заместители председателя суда. В рамках судебных коллегий могут быть образованы судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию. Возглавляет судебный состав председатель, утверждаемый президиумом федерального арбитражного суда округа.

3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации объединяет всех судей данного суда и решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов. Он дает разъяснения по вопросам судебной практики, решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой, утверждает составы судебных коллегий и составов, составы президиумов федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов федерации, решает другие вопросы организации и деятельности арбитражных судов. Собирается Пленум по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Его решения правомочны при наличии не менее двух третей его состава. Решения принимаются открытым голосованием большинством голосов. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации действует в составе Председателя суда, его заместителей и председателей судебных составов.

Он рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу акты арбитражных судов и отдельные вопросы судебной практики. Президиум собирается по мере необходимости. Решения принимаются большинством голосов при открытом голосовании. Судебные коллегии возглавляют председатели - заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой. В судебных коллегиях рассматриваются в качестве суда первой инстанции: дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального собрания РФ, Правительства РФ в случае несоответствия их закону и нарушения прав и законных интересов организаций и граждан; экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, а также споры между субъектами Федерации[88].

Кроме этого в судебных коллегиях пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты. Ими изучается и обобщается судебная практика, разрабатываются предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, анализируется судебная статистика.

Конституционное судопроизводство.Конституционное судопроизводство в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным конституционным законом РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96 г. Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации.

1. Конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации.Конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации может быть создан для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта и местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Порядок рассмотрения вопросов в конституционном (уставном) суде определяется соответствующим законом субъекта Российской Федерации. Его решение не может быть пересмотрено иным судом. В настоящее время вопрос о создании подобного вида судов предусмотрен лишь теоретически, так как в субъектах федерации соответствующих законов пока не принято.

 

Конституционный Суд Российской Федерации является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации[89] и Федеральным конституционным законом РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.94 г. К числу полномочий Конституционного суда РФ относятся:

1)Разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации:

· федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

· конституций (уставов) субъектов федерации, а так же их законов и иных нормативных актов, изданных по вопросам, относящихся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъекта федерации;

· договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов федерации, договоров между органами государственной власти субъектов федерации;

· не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

2) Споры о компетенции:

· между федеральными органами государственной власти;

· между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов федерации;

· между органами государственной власти субъектов федерации.

3) Защита прав и свобод граждан путем проверки конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

4) Толкование Конституции Российской Федерации.

5) Дача заключения по запросу Совета Федерации РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления.

6) Право выступать с законодательной инициативой по вопросам его ведения.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации тайным голосованием по представлению Президента РФ. Он разделен на две палаты, включающие десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. Председатель суда и его заместитель не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не может оставаться неизменным более трех лет. На заседаниях палат председательствование осуществляется судьями поочередно. На пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

На пленарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда РФ. В то же время, только на пленарных заседаниях Конституционный Суд Российской Федерации:

1. разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций (уставов) субъектов федерации;

2. дает толкование Конституции РФ;

3. дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления;

4. принимает послания Конституционного Суда РФ;

5. решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

6. Также на пленарных заседаниях Конституционный Суд РФ:

7. избирает Председателя, его заместителя и секретаря Конституционного Суда РФ[90];

8. формирует персональные составы палат;

9. принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вносит в него изменения и дополнения[91];

10. устанавливает очередность рассмотрения дел на пленарных заседаниях и распределяет дела между палатами;

11. принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ, а также о досрочном освобождении от должности Председателя суда, его заместителя и секретаря.

Принципами конституционного судопроизводства являются как общие конституционные принципы осуществления правосудия, так и принципы непосредственно конституционного судопроизводства. Основные из них:

Независимость. Судьи Конституционного суда РФ независимы и руководствуются только Конституцией Российской Федерации и Законом о Конституционном Суде. Они не представляют каких бы то ни было государственных и общественных органов, политических партий и движений. Судьи принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Коллегиальность. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела на судебном заседании. Суд правомочен принимать решения при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а на заседаниях палаты - не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела , и судьи, чьи полномочия приостановлены. Гласность. Рассмотрение дел в суде проводится открыто. Закрытые заседания проводятся только тогда, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан и защиты общественной нравственности. Решения, принятые как на открытых, так и на закрытых заседаниях, провозглашаются публично. Устность. Разбирательство происходит только устно. Производство ведется на русском языке. Всем участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на родном языке и пользоваться услугами переводчика. Непрерывность. Заседание Конституционного Суда по каждому делу происходит непрерывно. До принятия решения по делу Суд не может рассматривать другие дела. Состязательность и равноправие. Стороны, участвующие в процессе, пользуются равными правами и возможностями при отстаивании своей позиции.

Принятие итогового решения по рассматриваемому делу происходит на закрытом заседании Суда. Число и продолжительность выступлений не ограничено. Судьи и иные лица, присутствующие на заседании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования. Решение принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство судей, участвующих в голосовании. Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей. Судья не вправе воздержатся при голосовании или уклонится от него. Судья, не согласный с решением Конституционного Суда РФ, вправе письменно изложить свое особое мнение. Оно приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением. Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

 

 

Термин «судебная власть» употребляется в различных значениях. Конституция РФ определяет судебную власть не только как систему органов, осуществляющих правосудие, но и их компетенцию, основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности.

Из Конституции РФ следует, что судебная власть как вид государственной деятельности принадлежит специальным органам государства - судам, входящим в судебную систему Российской Федерации. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства[92].

Реализация судебной власти предполагает право и обязанность суда толковать законы и другие нормативные акты. Судебное толкование закона - необходимое условие правосудия. Российское право исходит из отрицания значения судебного прецедента как самостоятельного источник права. Но судебная практика, сталкиваясь со сложными ситуациями при применении права, вырабатывает принципиальное решения, призванные правильно выражать смысл закона.

Конституция РФ предоставляет Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ право давать разъяснения по вопросам судебной практики. Эти разъяснения ориентируют суды на правильное понимание и применение закона, но сами являются подзаконными актами.

 

 


 

План:

Введение

1. Районный суд в подсистеме гражданских судов общей юрисдикции

2. Полномочия районного суда.

Заключение

Введение

 

Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» дает общую, исходную информацию о правоохранительной деятельности и тех государственных и негосударственных учреждениях, которые призваны ее осуществлять. К таким учреждениям относятся суды. Именно они наделены такими ответственными полномочиями, которые в совокупности образуют то, что принято именовать самостоятельной ветвью государственной власти – судебной. «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом». Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Районный суд входит в систему судов общей юрисдикции и сегодня, до реального становления в России института мировых судей, является основным звеном судебной системы, рассматривая и разрешая более 90% уголовных и гражданских дел. Правовой основой деятельности районного суда является Конституция Российской Федерации, ФКЗ РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года.

Для понимания устройства судебных систем вообще, а не только российской, нужно иметь четкое представление о некоторых общих понятиях. К понятиям такого рода относятся, прежде всего, понятия «звено судебной системы» и «судебная инстанция».

«Звеном судебной системы можно считать суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе». «Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий (или выполняющее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел(принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности решения, вступившего или не вступившего в законную силу)».

С учетом этого гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев (уровней):

· основное звено – районные суды;

· среднее звено – верховные суды республик, краев и областные суды, суды городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), суды автономной области и автономных округов;

· высшее звено – Верховный Суд РФ.