Анализ возможностей организации

Первым действием данного этапа является анализ возможностей организации в отношении ее технологической базы, персонала и используемого ПО. Такой анализ может быть формальным или неформальным.

Формальные подходы определяются моделью оценки зрелости технологических процессов организации CMM (Capability Maturity Model), разработанной SEI (Software Engineering Institute), а также стандартами ISO 9001: 1994, ISO 9003-3: 1991 и ISO 9004-2:1991. В центре внимания этих подходов находится анализ различных аспектов происходящих в организации процессов.

Для получения информации относительно положения и потребностей организации могут использоваться неформальные оценки и анкетирование. Список простых вопросов, которые могут помочь в неформальной оценке текущей практики использования ПО, технологии и персонала, приведен ниже.

Ответы на данные вопросы могут определить те области, где автоматизация может принести эффект. В противном случае может оказаться, что совершенствование процесса разработки и сопровождения ПО, программ обучения и других функций более предпочтительно, чем приобретение новых средств. Некоторые из этих усовершенствований могут оказаться необходимыми для получения максимальной выгоды от внедрения любых средств.

Данные вопросы являются, по существу, руководством по сбору информации, необходимой для определения степени готовности организации к внедрению CASE-технологии.

Общие вопросы

  • используемая модель ЖЦ (каскадная или спиральная);
  • используемые методы (структурные, объектно-ориентированные). Степень адаптации метода к потребностям организации; квалификация сотрудников;
  • наличие документированных стандартов (формальных или неформальных) по анализу требований, спецификациям и проектированию, кодированию и тестированию;
  • количественные метрики, используемые в процессе разработки ПО, их использование;
  • виды документации, выпускаемой в процессе ЖЦ ПО;
  • наличие группы поддержки средств проектирования.

Проекты, ведущиеся в организации

  • средняя продолжительность проекта в человеко-месяцах;
  • среднее количество специалистов, участвующих в проектах различных категорий (небольших, средних и крупных);
  • средний размер проектов различных категорий в терминах кодовых метрик (например, в строках исходных кодов), способ измерения.

Технологическая база

Технологическая база организации включает не только технические средства, используемые при разработке ПО, но также языки, средства, методы и среду функционирования ПО. Эта база очень существенно влияет на выбор подходящих CASE-средств. Вопросы, касающиеся технологии, включают следующие:

  • доступные вычислительные ресурсы, платформа разработки;
  • уровень доступности ресурсов, узкие места, среднее время ожидания ресурсов;
  • ПО, используемое в организации, и его характер (готовые программные продукты, собственные разработки);
  • степень интеграции используемых программных продуктов, механизмы интеграции (существующие и планируемые);
  • тип и уровень сетевых возможностей, доступных группе разработчиков;
  • используемые языки программирования;
  • средний процент вновь разрабатываемых, повторно используемых и реально эксплуатируемых приложений.

Персонал

Главной целью оценки персонала является определение его отношения к возможным изменениям (позитивного, нейтрального или негативного). Вопросы, касающиеся оценки персонала, включают следующие:

  • реакция сотрудников организации (как отдельных людей, так и коллективов) на внедрение новой технологии. Наличие опыта успешных или безуспешных внедрений;
  • наличие лидеров, способных серьезно повлиять на отношение к новым средствам;
  • наличие стремления "снизу" к совершенствованию средств и технологии;
  • объем обучения, необходимого для ориентации пользователей в новой технологии;
  • стабильность и уровень текучести кадров.

Готовность

Целью оценки готовности организации является определение того, насколько она способна воспринять как немедленные, так и долгосрочные последствия внедрения CASE-средств. Вопросы, касающиеся оценки готовности, включают следующие:

  • поддержка проекта со стороны высшего руководства;
  • готовность организации к долгосрочному финансированию проекта;
  • готовность организации к выделению необходимых специалистов для участия в процессе внедрения и к их обучению;
  • готовность персонала к существенному изменению технологии своей работы;
  • степень понимания персоналом масштаба изменений;
  • готовность технических специалистов и менеджеров пойти на возможное кратковременное снижение продуктивности своей работы;
  • готовность руководства к долговременному ожиданию отдачи от вложенных средств.

Оценка готовности организации к внедрению CASE-технологии должна быть откровенной и тщательной, поскольку в случае отсутствия такой готовности все усилия по внедрению потерпят крах.

 

  • определение потребностей в CASE-средствах;
  • оценка и выбор CASE-средств;
  • выполнение пилотного проекта;
  • практическое внедрение CASE-средств.

Процесс успешного внедрения CASE-средств не ограничивается только их использованием. На самом деле он охватывает планирование и реализацию множества технических, организационных, структурных процессов, изменений в общей культуре организации, и основан на четком понимании возможностей CASE-средств.

На способ внедрения CASE-средств может повлиять специфика конкретной ситуации. Например, если заказчик предпочитает конкретное средство, или оно оговаривается требованиями контракта, этапы внедрения должны соответствовать такому предопределенному выбору. В иных ситуациях относительная простота или сложность средства, степень согласованности или конфликтности с существующими в организации процессами, требуемая степень интеграции с другими средствами, опыт и квалификация пользователей могут привести к внесению соответствующих корректив в процесс внедрения.