Оценка качества ИТ
Пути повышения эффективности информационных технологий
Принципы эффективного использования ИТ
Тема 2. Качество и эффективность информационных систем.
Сопровождение ИС на производстве.
Агентство исследований McKinsey сформулировали следующие шесть принципов эффективного использования ИТ.
· Развитие в области ИТ обуславливается потребностями основной деятельности компании, а не технологическими новшествами;
· Решения о финансировании в области ИТ принимаются так же, как и во всех остальных сферах, исходя из соображений финансовой выгоды;
· Информационная система имеет простую и гибкую структуру,
· Любые разработки начинают приносить пользу бизнесу практически с момента внедрения;
· Проводятся планомерные и постоянные улучшения производительности системы;
· Отдел Информационных систем хорошо разбирается в бизнесе, а бизнес -подразделения - в информационных технологиях.
Использование данных принципов поможет не только уменьшить затраты, но и построить работу эффективно с тем, чтобы информационные технологии обеспечивали необходимой информацией все уровни управления точно в срок.
В специальной литературе широко обсуждаются проблемы повышения эффективности информационных технологий. Так, Journal Information & Management приводит следующие пути повышения эффективности ИТ:
· управление созданием и развитием систем на основе комплексных требований к показателям качества и технологичности;
· разработка системы показателей воздействия факторов функционирования (технических, социальных, правовых и т.д.) на производительность систем;
· налоговая политика, страхование, бюджетный эффект и затраты, выходящие за пределы инвестирования.
Оценка качества проводится на протяжении всего жизненного цикла (ЖЦ) технологий в так называемых контрольных точках, т.е. в заранее установленных и типичных для ЖЦ критических моментах. Такими характерными контрольными точками могут быть:
· завершение анализа технологии в соответствии со стандартами оценки качества и внедрение информационных систем (ИС);
· аттестация функционирования ИС на соответствие общесистемных задач бизнес-плану, информационно-техническим показателям, росту объема обрабатываемой информации ;
· проведение аттестации на предмет модификации, поддержки качества и эксплуатационных свойств.
Важнейшими характеристиками оценки качества также являются:
· прогнозы по показателям качества, технологичности, предельным режимам работы, обеспечения резервирования и самодиагностики, способа ликвидации и срок службы;
· сопоставление обзорных и аналитических материалов об аналогичных отечественных и зарубежных системах и компонентах;
· сочетаемость с другими комплексами, взаимозаменяемость, уровень стандартизации и унификации, сведения об особенностях эксплуатационной среды в критических режимах;
· содержание процессов контроля и поддержки качества;
· отклонения в функционировании, технике и технологиях, показатели эксплуатации — наработка на отказ, отказы, аварии, ремонты, статистика причин выхода из строя.
В Journal Management of Information Systems представлена совокупность показателей, которая определяет индекс эффективности информационных систем:
· доля бюджета ИТ в средних доходах организации (до 30%);
· рыночная ценность ИТ — отношение текущей рыночной стоимости оборудования к доходам организации (до 15%);
· прибыль организации за последние 5 лет использования ИТ (до 15%);
· стоимость персонала ИТ - доля в бюджете ( до 10%);
· расход на обучение персонала — доля в бюджете (до 10%);
· доступ пользователя — число ПК/число сотрудников ( до 15%).
В тех же изданиях приводятся критерии эффективности ИТ (в целом в литературе приводится до 50 параметров оценки эффективности):
· производительность — оцениваемая эффективностью затрат на информационные ресурсы;
· полезность для пользователя — удовлетворенность потребителя и ценность услуг ИС;
· добавленная стоимость — воздействие ИТ на достижение целей организации;
· встроенность в бизнес — насколько деловая активность зависит от использования ИС;
· воздействие инвестиций на стоимостную структуру бизнеса, доходов и инвестиций;
· готовность управляющих фирм — уровень понимания руководством стратегической ценности ИТ и его способность обеспечить дальнейшее развитие ИТ.
· анализ дополнительных и сервисных работ и затрат, использование остаточных ресурсов, утилизация, регенерация, декомпозиция.
В научных изданиях последних лет предлагается система показателей оценки эффективности ИС с учетом показателей качества:
· минимум совокупных затрат результата жизненного цикла в расчете на единицу комплексного показателя качества ИС;
· удельные расходы ресурсов ИС по стадиям ЖЦ, приходящиеся на единицу комплексного показателя качества;
· анализ количественных и качественных показателей эксплуатации различных компонентов ИС с учетом развития системы и роста объема обрабатываемой информации.
Широкое распространение концепций и технологий оценки качества функционирования технического и программного обеспечения (Total Quality Management и Reengineering Business Processes) вызвано как экономическими особенностями эксплуатации ИС, так и тенденциями развития информационных систем и является неотъемлемой задачей развития и эксплуатации ИТ.