Демографическая ситуация в России

Введение

Основные понятия

Цели темы

Факторы риска.

Роль средних медицинских работников в организации медицинской профилактики.

Демографическая ситуация в России.

Тема 1.1. Общественное здоровье и здравоохранение

ЛЕКЦИЯ 1

 

 

"Я введу тебя в мир того,

Каким надо быть, чтобы быть

Человеком – Умным,

Красивым и Здоровым".

(И. Кант).

План:

Студент должен уметь:

• рассчитать основные демографические показатели;

• оценить демографическую ситуацию в России, районе профессиональной деятельности;

Демография

Население

Статика населения

Динамика населения

Рождаемость

Социальная мобильность

Общая плодовитость

Механическое движение

Смертность

Половозрастная структура

Естественное движение

Естественный прирост населения

Факторы риска

Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым. Эта аксиома, про которую мы в текучке и суете дней, увы, элементарно забываем.

Быть здоровым … Молодые о здоровье не думают. Как правило, молодость и здоровье сопутствуют друг другу. "Болезнь одна лишь заразительна, здоровье не заразительно …" (П.Я. Чаадаев). Но чем старше становится человек, тем больше начинает понимать, какое благо – здоровье, и тем больше начинает ценить его. Да в молодости всякие неприятности (в их числе и болезни) воспринимаются "вдруг" – как нечто внезапное и незаслуженное. Но в том-то, к сожалению, и дело, что большинство болезней именно заслуженны. А первые шаги к этому делаются нередко в самом цветущем возрасте. Когда перестают дружить со спортом и физкультурой, приобщают к дурным привычкам. А здоровье-то, как и честь, нужно беречь смолоду. Народная мудрость говорит, что две вещи обнаруживает свою истинную ценность после их потери – молодость и здоровье. Тысячи вещей необходимы здоровому, и только одна больному – здоровье. Здоровье каждого – в его собственных руках. Недаром в народе говорят, что за деньги здоровье не купишь. За него надо активно бороться. Все так. Но прежде неплохо было бы овладеть элементарными знаниями, которые помогли бы вам выбрать наиболее рациональный путь к здоровью с учетом личных физиологических возможностей, а также присмотреться к накопленному другими опыту.

Может показаться неожиданным, что в начале XXI в. был поставлен вопрос о cохранении здоровья человека. Ведь с самого зарождения врачебное искусство, а затем и наука в качестве главной цели видели здоровье, обеспечиваемое, прежде всего его сохранением и укреплением, а лечение болезней составляло вторую часть медицинской доктрины. По преданию, владыки Древнего Востока платили своим врачам только за те дни, когда они владыки, были здоровыми. Корифеи мировой и отечественной медицины придавали первостепенное значение здоровью как великому дару природы.

Но медицинский работник сам должен быть здоров. Если мы перефразируем древнюю мудрость - «Медик - исцелись сам», то становится понятно: нельзя почувствовать страдания пациента, найти эффективное средство помощи, если ты сам не знаешь норм и правил сохранения собственного здоровья.

В силу ряда причин со временем медицина становится все более лечебной, узкоспециализированной, госпитальной и по сути своей является наукой о болезнях и менее всего – о здоровье. Это нашло даже отражение в статье Большой медицинской энциклопедии ("Медицина – одна из древнейших наук, имеющая целью лечение и предупреждение болезней человека") (с.471), в которой вообще нет слова "здоровье".

Современный этап развития цивилизации привел, с одной стороны, к резкому изменению условий существования человека, с другой – к развитию сложных технологий, предъявляющих высокие требования к состоянию его здоровья. Темпы социальных, технологических, экологических и даже климатических изменений все возрастают, требуя от индивида быстрой адаптации, до – и пере адаптации в жизни и деятельности. Все это является большим испытанием для биологического вида Homo Sapiens. Снижение функциональных резервов органов, систем, всего организма в целом, нарушение механизмов саморегуляции, реактивности и резистентности, уменьшение количества и ухудшение качества половых клеток, рождение ослабленного потомства – вот далеко не полный перечень признаков, отличающих наших современников от их предков. Как следствие, возникают эпидемии хронических неинфекционных заболеваний, появляются новые виды патологии (более 30 в последние 30 лет, в т.ч. СПИД, лихорадка Эбола, так называемая хроническая усталость), возвращаются “старые” заболевания (туберкулез, малярия и т.д.) Кроме того, в последнее время врачи все чаще сталкиваются с патологическими состояниями, носящими характер полисиндромных. Каждый “узкий” специалист при этом вполне обоснованно практически каждому больному может поставить “свой” диагноз. Попытки воздействовать на каждый синдром в отдельности – бесперспективны. Медицина и общество в целом подходят к пониманию того, что стратегия достижения здоровья человека через лечение не может решить возникших проблем и является “тупиковой”.

Во второй половине 20 в., когда возникла и получила широкое распространение эпидемия хронических неинфекционных заболеваний, становится все более очевидным, что для достижения здоровья населения все больше предпочтение следует отдавать второй стратегии – охране здоровья практически здорового человека. Однако выяснилось, что гигиеническая наука, возглавившая эту стратегию, не в состоянии решить эту проблему. Это связано, прежде всего, с тем, что в центре внимания гигиены оказался не сам человек и его здоровье, а те условия, в которых он существует.

Здоровье людей зависит далеко не только от медицины и здравоохранения, а от всего комплекса природных и социально-экономических условий жизни. Именно здоровье людей должно служить главной "визитной карточкой" социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства.

Охрана и укрепление здоровья, как индивида, так и коллектива основывается на улучшении защитной способности и приспособляемости организма и, с другой стороны, на создании условий жизни и труда, предотвращающих и уменьшающих самую возможность соприкосновения с факторами, вызывающими заболевания. И если второе зависит от экономических и социальных условий, то первое – от самого человека. К сожалению, далеко не все люди знают, какими огромными резервами физического и психического здоровья обладает человеческий организм, как их сохранить, развить и использовать, чтобы на многие годы продлить активную и счастливую жизнь, как найти и использовать позитивные для здоровья стороны образа жизни.

Считаю нужным коснуться возрастающей роли сбережения здоровья здоровых как основы первичной профилактики в период создания новых экономических рыночных отношений. Как ни кажется парадоксально, именно рыночные отношения, в соответствии с которыми медицинская услуга квалифицируется как товар со своей себестоимостью и прибылью от ее реализации и, казалось бы, возрастанием номинала диагностических и лечебных услуг и сокращением профилактики, которые трудно оценить и еще труднее выгодно продать, сопровождаются усилением профилактической активности.

В самом деле, в условиях рынка здоровье приобретает растущую потребительскую стоимость: во-первых, для самого работающего человека, потому что его самочувствие – важная сторона качества, ценности самого работника и его труда. Уже сегодня боязно потерять работу и заработок сказывается на сокращении заболеваемости с временной утратой трудоспособности, удерживает некоторых от злоупотребления алкоголем, от других вредных привычек, становится все более экономически невыгодным иметь нездоровых работников и предприятиям, так как это увеличивает издержки производства. Гораздо экономичнее предусматривать затраты на охрану труда, технику безопасности, профилактические гигиенические, санитарно-технические меры, нежели нести убытки от трудовых потерь из-за нездоровья работающих, оплату штрафов, пособий по нетрудоспособности и т.д.

Формированию активного отношения к своему здоровью, повышению значимости и ценности здоровья для человека, как видите, надо учиться всему обществу. Это самый важный шаг к выздоровлению России.

Демография (от греч. demos — народ и grapho — писать) — наука о населении, закономерностях его воспроизводства в связи с социально-экономическими и историческими условиями.

Под населением (народонаселением) принято понимать совокупность людей, объединенных общностью проживания в пределах какой-либо страны или части ее территории (провинции, земли, области, края, района, определенного населенного пункта), а также группы стран или всего мира.

Выделяют два основных направления изучения народонаселения — статику и динамику населения.

Статика населения — это численный состав населения на определенный (критический) момент времени. Состав населения изучают по ряду основных признаков, характеризующих его структуру. К таким признакам относятся:

• пол;

• возраст;

• социальная и профессиональная принадлежность;

• семейное положение;

• уровень образования;

• место жительства;

• географическое размещение;

• плотность населения и др.

Динамика населения представляет собой движение населения, мобильность, изменение его численности, которое может происходить в результате различных процессов.

За счет движения населения изменяется его численность, возрастно-половой, национальный, социальный состав, доля занятого населения и другие показатели. Различают:

• социальную мобильность, то есть переход людей из одних социальных групп в другие в результате изменения материального положения, уровня образования и др.;

• механическое движение населения (миграция) — перемещение людей через границы тех или иных территорий, связанное спеременой места жительства, учебы или работы;

• естественное движение населения, обуславливающее смену поколений в результате рождений и смертей.

Результатом этих процессов является в первом случае изменение численности людей по социальным группам, профессиям, уровню образования и т. д., во втором — изменения в расселении людей по территории, втретьем — изменение численности и половозрастной структуры.

Миграция подразделяется на:

• безвозвратную (переселение с постоянной сменой долговременного места жительства);

• временную (переселение на достаточно длительный, но ограниченный срок);

• сезонную (перемещение в определенные периоды, сезоны года);

• маятниковую (регулярные перемещения за пределы своего населенного пункта к месту учебы или работы).

Выделяют также внешнюю и внутреннюю миграции.

Внешняя миграция, то есть перемещение за пределы своей страны, подразделяется на:

• эмиграцию — передвижение граждан из своей страны в другую на длительный срок или постоянное жительство

• иммиграцию — перемещение граждан из другой страны в данную.

Внутренняя миграция представляет собой перемещение населения из одного района проживания в другой, с одной территории на другую, а также переезд жителей из села в город — часть процесса урбанизации.

Данные о миграции населения получают при анализе талонов статистического учета прибытия и убытия, заполняемых при регистрации по месту пребывания и поступающих из органов внутренних дел.

Таким образом, воспроизводство населения в широком смысле слова характеризуется всеми тремя видами изменения численности населения. В более узком смысле под воспроизводством населения понимают процесс смены поколений вследствие рождаемости и смертности.

Источниками для получения фактических данных для демографии служат результаты учета численности и состава населения, получаемые при:

• переписях, регулярно проводящихся в экономически развитых странах;

• выборочных исследованиях, включающих как собственно демографические, так и социально-гигиенические, социологические и другие виды обследований;

• текущем учете изменений в населении на основе регистрации некоторых демографических явлений (рождений, смертей, браков, разводов и др.).

И статика, и динамика населения имеют большое значение как для всей системы здравоохранения, так и для отдельных лечебно-профилактических учреждений, а также для конкретного медицинского работника.

Показатели статики населения необходимы для:

• расчета показателей естественного движения населения;

• планирования всей системы здравоохранения, здравоохранения отдельных регионов и конкретных лечебно-профилактических учреждений;

• расчета потребности в амбулаторно-поликлинической, стационарной помощи (общей и специализированной);

• определения необходимых ресурсов здравоохранения и конкретного лечебно-профилактического учреждения;

• расчета количественных показателей, характеризующих деятельность органов и учреждений здравоохранения;

• организации противоэпидемических мероприятий.