ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
МОТИВИРОВАНИЕ
Все, что делает человек - это удовлетворение каких-то потребностей. Среди различных путей их удовлетворения человек выбирает те, которые с наибольшей вероятностью приносят удовлетворение.
Определенную потребность, определяющую действия человека, мы называем мотивом.А искусство мотивирования состоит в угадывании ведущего, доминирующего мотива, умении сочетать это со своими интересами. Ориентироваться в потребностях человека мешает их большое количество. Но к действию побуждают не все потребности одновременно, в каждый момент времени среди них выделяется ведущая.
Удовлетворение базовых, в основном биологических, потребностей до определенного минимума является необходимым условием для возникновения и реализации потребностей высшего порядка - социальных.
Итак, определение и использование ведущих мотивов человека - залог успешного мотивирования его. О своих ведущих мотивах наш партнер обычно говорит сам, достаточно быть внимательным к его языку жестов, интонаций, эмоциям и непосредственно к словам. Сосредоточившись на партнере, безоценочно слушая его, устанавливая эмоциональную связь и снижая до минимума влияние собственных установок и ценностей, мы можем заметно преуспеть в деле определения иерархии мотивов.
Серьезной проблемой при восприятии собеседника является, однако, доминирование наших собственных ценностей. Если же удалось создать себе представление о системе основных ценностей партнера, то это и есть та основа, на которой разумно строить аргументацию мотивирования.
Для ориентации в ведущих потребностях собеседника, а, следовательно, и в его ведущих мотивах, удобно использовать “пирамиду потребностей”.
1.Физиологические потребности: пища, вода, тепло, кров, секс, сон, здоровье, чистота
2.Потребность безопасности: безопасность, стабильность, экономические ресурсы, зависимость, защита, порядок, закон, свобода от страха, беспокойства и хаоса
3.Потребность в принадлежности и любви: партнер, семья, друзья, принадлежность к группе, стране, интимность и привязанность
4. Потребность в уважении: самоуважение, самооценка, уважение других, уверенность, престиж, слава, признание достоинства.
5.Потребность самореализации: человек должен достичь реализации своих способностей и талантов, он должен достичь реализации своих способностей и талантов, он должен стать тем, чем он может быть.