Механизм поддержки науки и инноваций

Механизм поддержки науки и инноваций, с помощью которого государство поддерживает развитие инновационной деятельности, приведен на рисунке 2.

 

 

 

Рисунок 2. Схема формирования программ и их финансирование.

 

Между развитыми странами наблюдаются большие различия в доле расходов на исследования и разработку инноваций в валовом общественном продукте. Лидером в этом отношении является Швейцария, затем идут Германия, Япония, Швеция, Южная Корея и США. В РФ на основании закона "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 года средства на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения выделяются из федерального бюджета в размере не менее 4% расходной части федерального бюджета.

Основные формы государственной поддержки научной и инновационной деятельности приведены на рис.3.

 

Рисунок 3. Формы государственной поддержки.

 

Влияние государства на научную и инновационную деятельность осуществляется по следующим направлениям:

1) государство выступает в качестве создателя инфраструктуры инновационной сферы.

2) выделение государственных ресурсов для формирования начального спроса на нововведения

3)осуществление налоговых льгот для отдельных сфер инновационной деятельности.

Помимо центральной государственной политики по реализации инновационной стратегии существует стратегия децентрализованного регулирования. Она представляет собой более сложный механизм участия государства в научной и инновационной сфере. Государство в этом случае играет важную роль, но отсутствуют жесткие директивные связи, которые характеризуют активное вмешательство.

Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный сектор и государство заинтересовано в поддержании высокого экспортного потенциала отраслей этого сектора. По отношению к государственным организациям государство использует стратегию активного вмешательства, а к остальным стратегию децентрализованного регулирования.

В компетенцию органов государственной власти РФ входят:

- разработка и проведение единой государственной научно-технической политики

- выбор приоритетных направлений развития науки и техники

- формирование и регулирование федеральных научных и научно-технических программ

- финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета

- установление системы экономических и других льгот в целях стимулирования научной и научно-технической деятельности

- охрана прав интеллектуальной собственности

- формирование единых систем стандартизации, сертификации, патентно-лицензионного дела

- установление государственной системы аттестации научных и научно-технических работников.

Основные направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды определяются Правительством на основе доклада Правительства. Государственная политика в отношении отраслей разрабатывается и реализуется соответствующими органами исполнительной власти.

Определенные органы государственной власти создают необходимые условия для международного научного и научно-технического сотрудничества. Субъект научной деятельности имеет право вступать в международные научные и научно-технические организации и объединения, а также участвовать в международных научных и научно-технических программах и проектах. На территории РФ могут создаваться научные организации и научные центры с участием иностранных граждан и юридических лиц.

Органы государственной власти РФ осуществляют контроль за передачей научных и научно-технических результатов, а также научно-технической продукции. Такая передача устанавливается законодательством РФ.