ТЕМА 12: ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
УВД = ВД / Т * 100
После сравнительного анализа (изучения динамики) проводят факторный анализ:
1. Определяют влияние изменения объёма продаж на величину валового дохода:
+200*9,0%=+18 т.р.
2. Определяют влияние структуры продаж:
8200*0,5%=41 т.р.
3. Проверка: 18+41=59т.р.
3 Вопрос. Методы прогнозирования валового дохода.
МЕТОД ПРЯМОГО СЧЁТА - сначала прогнозируется уровень торговых надбавок, затем рассчитывают сумму набавок и наценок по каждой группе товаров. После этого определяется общая сумма валового дохода.
РАСЧЁТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД – на основе отчётных данных за истёкший период и изучения динамики уровня валового дохода за 2 предшествующих года, определяют ожидаемый уровень валового дохода на предстоящий год.
ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД – выравнивание по методу «скользящей средней» (за 4-5 лет) динамического ряда уровня валового дохода и распространение выявленной тенденции в развитии валового дохода на перспективу.
ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД – выбор математической модели и её решение с использованием ПЭВМ. Выбору модели предшествует построение графика, отражающего динамику валового дохода.
План темы:
1 Вопрос. Понятие и элементы цены. Факторы, влияющие на уровень цен.
2 Вопрос. Структура розничной цены.
3 Вопрос. Методы ценообразования.
1Вопрос. Понятие и элементы цены. Факторы, влияющие на уровень цен.
От выбора ценовой политики и от правильного расчёта цены во многом зависит конкурентоспособность предприятия, его товарооборот и прибыль.
ЦЕНА–это денежное выражение стоимости товара.
В состав цены включаются следующие ЭЛЕМЕНТЫ:
1 элемент – СЕБЕСТОИМОСТЬ – это затраты предприятия на приобретение сырья, товаров + издержки производства и обращения. Себестоимость – это нижний уровень цены. Продажа товара по себестоимости не обеспечит предприятию доходности.
2 элемент – ПРИБЫЛЬ
3 элемент - КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ (НДС И АКЦИЗ)
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ ЦЕНЫ:
покупательский спрос;
конкуренция;
качество товара (услуги).
2Вопрос. Структура розничной цены.
В своём движении товар может пройти три стадии:
1. Товар от изготовителя переходит в оптовую торговлю (цена по которой изготовитель продаёт товар, называется отпускной ценой).
2. Товар от оптовика переходит в розничную сеть (цена, по которой оптовик продаёт товар, называется оптовой ценой торговли).
3. Товар из розничной сети переходит к потребителю (цена, по которой магазин продаёт товар, называется свободной розничной ценой).
Себестоимость | Прибыль | НДС | Оптовая наценка | НДС | Наценка магазина | НДС |
ОТПУСКНАЯ ЦЕНА | ||||||
ОПТОВАЯ ЦЕНА ТОРГОВЛИ | ||||||
СВОБОДНАЯ РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА |
3Вопрос. Методы ценообразования.
МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ–это способы формирования розничной цены.
ЗАТРАТНЫЙ МЕТОД– заключается в начислении наценки на себестоимость товара. Наценка может быть стандартной или дифференцированной.
МЕТОД ЦЕЛЕВОЙ ПРИБЫЛИ – цена устанавливается исходя из желаемого размера прибыли. Используя этот метод, фирма должна рассчитать, при каком уровне цены будут достигнуты объёмы продаж, позволяющие возместить валовые издержки и получить целевую прибыль.
МЕТОД «ОЩУЩАЕМОЙ ЦЕННОСТИ» ТОВАРА – при расчёте цены на первый план выступает восприятие товара покупателем. Предприятие использует неценовые меры воздействия, чтобы усилить ценность товара (сервис, гарантии, товарные марки…).