Организационный план статистического наблюдения.

Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

Цель наблюдения. Статистические наблюдения чаще всего преследуют практическую цель - получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов. Например, целью микропереписи населения России в 1994г. было получение данных о численности, составе населения, условиях его проживания.

Задача наблюдения предопределяет его программу и формы организации. Неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе наблюдения будут собраны ненужные данные или, наоборот, не будут получены сведения, необходимые для анализа

Программа статистического наблюдения. Всякое явление обладает множеством различных признаков. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. Поэтому необходимо отбирать те признаки, которые являются существенными для характеристики объекта исходя из цели исследования. Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения

Программа наблюдения - это перечень признаков или вопросов, подлежащих регистрации в процессе наблюдения. С разработкой программы наблюдения связано определение цели, объекта и единицы наблюдения.

Составление программы наблюдения как правило начинается с проектирования таблиц, предназначенных для характеристики итогов наблюдения.

Объектомстатистического наблюдения называется та совокупность, о которой должны быть собраны нужные сведения. Например, это может быть совокупность населения страны, промышленных предприятий, коммерческих банков и т.п.

Для того чтобы исследуемая совокупность была более однородной, особенно если обследование проводится периодически прибегают к цензу.

Цензом в статистике называют ограничительный признак, которому должны удовлетворять все единицы исследуемой совокупности. Например, возрастной ценз при анализе численности и структуры трудоспособного населения, ценз оседлости и т.д.

Единица наблюдения - это та первичная единица, от которой должны быть получены необходимые сведения. Единицу наблюдения следует отличать от единицы совокупности.

Единица совокупности - это первичный элемент объекта, являющийся носителем признаков и являющейся единицей счета.

Иначе говоря, единица совокупности - это то, что подвергается обследованию, а единица наблюдения - это источник получаемых сведений. Например, при проведении переписи оборудования в промышленности единицей наблюдения является промышленное предприятие, а единицей совокупности - промышленное оборудование.

Отчетной единицей выступает объект, от которого поступают данные о единице наблюдения.

К программе наблюдения предъявляется ряд требований. Важнейшие из них:

- программа должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемые явление, его тип, основные черты, свойства;

- в программу не следует включать второстепенные вопросы, чтобы не затруднять работу по сбору, обработке и анализу информации;

- при разработке программы необходимо стремиться к полноте собираемых сведений;

- в программу должны включаться только такие вопросы, на которые действительно можно получить объективные и достаточно точные ответы;

- формулировка вопросов должна быть такой, чтобы понималась единообразно;

- иногда в программу следует включить контрольные вопросы.

Для получения достоверных данных составляется инструкция. Это совокупность разъяснений и указаний по программе наблюдения. Она должна быть простой, краткой и ясной. Инструкция может быть в виде отдельной брошюры или в виде пояснений к вопросам.

Для записи ответов на вопросы программы разрабатывается формуляр наблюдения. Это особый бланк, в котором содержится перечень вопросов программы. Обязательными элементами формуляра являются титульная часть, которая включает наименование наблюдения, наименование организации проводящей исследование, кем и когда утвержден формуляр и номер его, присвоенный в общей системе формуляров. Примером формуляра может быть любой бланк отчетности.

Иногда в формуляре после вопроса сразу же даются некоторые варианты ответа на него. Это называется статистическим подсказом.

При организации статистического наблюдения необходимо решить вопрос о времени данного наблюдения, включая выбор сезона, установление срока (периода) наблюдения, а в некоторых случаях и так называемого критического момента.

Период (срок) наблюдения - это время, в течение которого осуществляется регистрация единиц наблюдения по установленной программе. Он, как правило, обозначается указанием даты (иногда и часа) начала и окончания наблюдения. В некоторых случаях указывается число дней, в течение которых оно должно быть проведено. Для некоторых наблюдений указывается не позднее какого числа данные должны быть представлены по назначению. Например, перепись 1989 года проводилась 8 дней (с 12 по 19 января).

Критическим моментом статистического наблюдения (как правило, переписи) называется момент времени, по состоянию на который производится регистрация сведений. Например, перепись населения 1989 года проводилась по состоянию на 12 часов ночи с 12 на 13 января 1989 года (или говорят 0 часов 00 минут 13 января 1989 года).

Место и время наблюдения. Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения

 

Успех любого статистического наблюдения зависит не только от тщательности методологической подготовки, но и от правильного и своевременного решения широкого спектра организационных вопросов.

Важнейшее место в организационно работе занимает подготовка кадров, в процессе которой проводятся различного рода инструктажи с сотрудниками статистических органов, с организациями, представляющими данные, по вопросам заполнения статистических документов, подготовки материалов наблюдения к автоматизированной обработке и т.д.

Если проведение наблюдения связано с большими затратами трудовых ресурсов, то для регистрации сведений в период проведения обследований привлекаются лица из числа неработающих (в том числе безработные) и некоторых категорий учащихся. При проведении переписи населения таких лиц называют счетчиками. Обычно организуется обучение временного персонала. Оно проводится для выработки навыков правильного заполнения статистических формуляров счетчиками.

Размножение документации самого обследования, документации для проведения инструктажей и рассылка их республиканским, краевым, областным комитетам и управлениям статистики также относятся к организационным вопросам.

В период подготовки большая роль отводится массово-разъяснительной работе: проведению лекций, бесед, организации выступлений в печати, по радио и телевидению о значении, целях и задачах предстоящего обследования.

Организационный план статистического наблюдения - это документ, в котором содержится перечень подготовительных работ, порядок и условия проведения статистического наблюдения с указанием конкретных сроков.

В организационном плане указываются:

- объекты наблюдения (его определение, описание и отличительные признаки);

- цели и задачи наблюдения;

- органы наблюдения, осуществляющие подготовку и проведение наблюдения и несущие ответственность за эту работу;

- время и сроки наблюдения;

- подготовительные работы: подбор и подготовка кадров, инструктаж, подготовка статистического инструментария (бланков, инструкций и т.д.), в некоторых случаях пропаганда через печать, радио, телевидение;

- порядок проведения наблюдения;

- порядок приема и сдачи материалов наблюдения;

- порядок получения и представления предварительных и окончательных итогов и другие работы.

Организационные планы составляются разными звеньями системы статистических учреждений от высших до низших.

Помимо постоянных органов, осуществляющих статистическое наблюдение, иногда создаются временные органы для проведения, как правило, крупных обследований.

Для согласования деятельности всех служб, занятых подготовкой и проведением наблюдения, составляется календарный план, представляющий собой перечень (наименование) работ и сроки их исполнения отдельно для каждой организации, занятой в проведении обследования.