Поисковые системы
Поисковые системы (поисковики, поисковые машины) предназначены для того, чтобы помочь пользователю найти необходимую информацию.
Специальные программы – роботы поисковиков периодически обследуют Интернет, проводя индексацию найденных сайтов, т.е. составляя своеобразные каталоги. Кроме того, каталоги составляются вручную.
Каталоги последнего типа работают на основе добровольной регистрации сайта Web–мастером (создателем сайта). Они включают в себя следующие сведения:
1. Название и адрес сайта.
2. Категорию, к которой относится сайт (например, наука, образование и т.д.).
3. Аннотацию и ключевые слова.
Пользователь поисковика формулирует запрос в рамках имеющегося интерфейса. Этот запрос обрабатывается системой с помощью имеющихся каталогов и на экран выдаются результаты поиска – имена и адреса сайтов и Web-страниц, удовлетворяющих запросу.
Исследование возможностей поисковиков показывает, что реальная полнота охвата ресурсов Всемирной паутины одной системой не превышает 30%. Поэтому, если вам не удалось отыскать интересующую вас информацию с помощью одной системы, попробуйте воспользоваться другой. Каждая поисковая система имеет свои особенности, и качество полученного результата зависит от предмета поиска и формулировки запроса.
В последние годы появились системы метапоиска (параллельного поиска). Они передают сформулированный пользователем запрос разным поисковикам, что позволяет выполнять поиск сразу в нескольких поисковых системах. Неизбежные повторы сайтов и Web-страниц, как правило, автоматически исключаются из предоставляемых пользователю результатов поиска.
Очень важно точно сформулировать запрос на поиск.
Рассмотрим основные виды запросов пользователя:
· Слово или фраза.
· Включение (+) и исключение (-) слов, например, +фрукты –яблоки.
· Комбинация нескольких слов, связанных логическими операторами И, ИЛИ, НЕ (AND, OR, NOT). Логические операторы принято обозначать следующими знаками:
o И - «&»,
o ИЛИ - «|»,
o И НЕ -~ «».
В каждой поисковой системе имеется раздел «Справка» или «Помощь», который позволяет узнать, какими видами запросов можно пользоваться. С его изучения и следует начать использование поисковика.
Скобки при составлении запросов имеют тот же смысл, что и в математике: они меняют порядок выполнения операторов.
Рассмотрим, как поисковая система поймет такие запросы:
1) японская & кухня;
2) (японская | китайская) & кухня;
3) (японская | китайская) & кухня ~ мебель.
В первом случае будут найдены Web-страницы, на которых речь идет о японской кухне, как в смысле кулинарии, так и мебели. Во втором случае будут найдены Web-страницы, на которых речь идет о японской или китайской кухне тоже, как в смысле кулинарии, так и мебели. В третьем случае будут найдены Web-страницы, на которых речь идет о японской или китайской кухне, но исключаются сайты о мебели.
Примеры российских поисковых систем и их адресов содержатся на странице сайта с адресом http://www.rinet.ru/buki/slist.html. Наиболее популярными в настоящее время являются такие системы, как Яндекс (http://www.yandex.ru), Рамблер (http://www.rambler.ru), Апорт(http://www.aport.ru).
Примеры англоязычных поисковых систем:
· AltaVista (http://www.altavista.digital.com).
· Yahoo (http://www.yahoo.com).
· Hotbot (http://www.hotbot.com).