Виды доступа в Интернет

Доступ к информационным ресурсам

 

Доступ в Интернет пользователь получает через поставщика услуг Интернета – провайдера. Виды доступа – прямой по выделенной линии связи и по вызову.

Суть прямого доступа (direct access) состоит в следующем. Либо провайдер, либо сам клиент арендует у оператора связи телефонную линию с необходимой пропускной способностью (не менее 64 kbps). Сервер размещается непосредственно у клиента. Этот сервер организует связь клиента с Интернетом и пересылку данных в обе стороны. Имея такое соединение, клиент может подключить к Интернету сколько угодно персональных компьютеров, целую локальную сеть.

В настоящее время вместо телефонных линий связи часто используются волоконно-оптические линии и радиоканалы, имеющие пропускную способность на порядки большую, чем у телефонных линий. В связи с этим изменяется организация прямой доставки. В качестве сервера клиент может использовать обыкновенный персональный компьютер, который помимо сетевых функций выполняет и другие функции, например, решает какие-либо прикладные задачи. Этот компьютер называют «хостом». Для выполнения сетевых функций хост оснащен специальным программным обеспечением. При прямом доступе пользователь может сразу вызвать Internet Explorer или MS Outlook Express и сразу начать работать в Интернете.

При доступе в Интернет по вызову (dial-up access) компьютер пользователя и сервер (принадлежащий провайдеру) оснащаются модемами – устройствами, служащими для передачи данных через телефонную сеть с компьютера пользователя на сервер и обратно. При этом компьютер пользователя работает как один из многих терминалов сервера.

Модем производит преобразование цифровых сигналов (последовательность нулей и единиц) в аналоговые (звуковые) сигналы и наоборот. Основной технической характеристикой модема является скорость преобразования информации. Очевидно, что при телефонной линии низкого качества не имеет смысла использовать высокоскоростные модемы. Поэтому пользователи, желающие подключиться к Интернету по схеме «доступ по вызову», должны иметь модем и оплатить услуги провайдера, получив от него имя и пароль для входа в Интернет.

Модемы бывают внутренние и внешние. Внутренний модем подключается внутри компьютера. Внешний модем подключается к последовательному порту компьютера. К телефонной линии модем подключается параллельно телефонному аппарату посредством так называемого «шнурка».

Для того чтобы начать работать в Интернете, нужно запустить специальную программу – броузер (browser).


Всемирная паутина – WWW (World Wide Web)

 

Мощным инструментом Интернета, позволяющим найти в Сети ценную информацию, а также заявить о себе и сделать свою информацию доступной для других, является Всемирная паутина или WWW.

WWW – это система гипертекстовых документов, работающая на основе протокола HTTP. Гипертекстовый документ – это документ, включающий в себя тексты, графические изображения, аудио- и видеоданные, связанные между собой ссылками. Самым простым примером системы гипертекстовых документов является система контекстной помощи Microsoft Windows. В этой системе пользователи могут переходить из одной темы в другую, отмечая щелчком мыши выделенные слова или фразы. Другой щелчок мыши возвращает в исходную позицию или уводит дальше по другой ссылке.

Работа в WWW – постоянное перемещение от одного документа к другому, причем два разных документа или даже различные данные одного документа могут физически находиться в разных полушариях Земли. Для того чтобы создавать гипертекстовые документы, был разработан специальный язык гипертекстовой разметки HTML (Hyper Text Markup Language). Этот язык позволяет отделить содержание документа – тексты, графику, видеоданные от специализированных команд – описаний, определяющих форму отображения информации и структуру документа. Подобное разделение позволяет сделать документы выводимыми на любом устройстве отображения читаемыми на любой платформе и в любых средах вне зависимости от экранного разрешения или особенностей операционной системы.

Web-сайт – это набор гипертекстовых документов, размещенных в пространстве WWW, характеризуемых единой системой навигации и ограниченных общей тематикой.

В Интернете существует множество сайтов самого разнообразного назначения. Тем не менее имеет смысл выделить две большие группы сайтов:

· сайты управления трафиком (Web Traffic Control Sites)

· сайты назначения (Destination Sites).

Подобное разделение связано с логикой навигации (способов поиска информации) в Сети. В Интернете находится огромное количество информации, сориентироваться в которой и найти необходимые данные невозможно без специальных инструментов. Таким образом, в Интернете есть сайты, которые призваны донести до пользователя собственно конкретное содержание (информационные сайты, электронные магазины, сайты компаний, личные сайты и пр.). Именно они являются как бы местами назначения, которые ищет пользователь. А есть сайты, призванные помогать в поиске информации, сайты управления трафиком. Это поисковые машины, каталоги, информационные порталы.

К сайтам управления трафиком относятся:

Поисковые машины (Search Engines) – системы, призванные облегчить поиск информации в Сети. Они представляют собой программу поиска, программу – спайдер (Spider) и базу текстов данных огромного количества сайтов. Работают поисковые машины по следующему принципу:

Программа – спайдер автоматически посещает все зарегистрированные в поисковой системе сайты и копирует в базу данных все текстовое наполнение этих сайтов. Таким образом, в базе данных крупной поисковой машины хранятся копии сотен и тысяч сайтов. Программа поиска, в которую направляется запрос от пользователя, сканирует базу данных и находит все записи, отвечающие условиям запроса. Затем она выдает результаты поиска в порядке убывания релевантности (релевантность определяет, насколько полно тот или иной документ отвечает критериям, указанным в запросе). Примеры поисковых машин – Alta Vista, Excite, Yandex, Rambler.

Каталоги (директории). В них ссылки на те или иные сайты группируются по иерархически организованной структуре каталогов. Все охватываемые данным каталогом ресурсы группируются в зависимости от тематики по определенным разделам. При поиске пользователи каталогов выбирают интересующий их раздел, внутри него детализируют свои запросы, выбирая соответствующее подразделение, и получают список отвечающих их запросам сайтов с кратким описанием их содержания. Примером каталога является Yahoo.

Порталы – комплексные сайты, сочетающие в себе функции каталогов, поисковых машин, иногда предоставляющие различные вспомогательные услуги (например, регистрация бесплатного электронного адреса) и включающие в себя целый ряд крупных информационных сайтов. Порталы можно рассматривать как огромные информационные и навигационные системы, объединяющие в себе ссылки на десятки и сотни тысяч сайтов назначения.

Сайты назначения (конечные) – самая крупная и разнородная по своему составу часть Интернета. Перечислим некоторые разновидности сайтов.

Рекламные и информирующие сайты содержат информацию о компаниях, продуктах или услугах, призванных предоставить пользователю необходимые данные о продуктах, помочь в продвижении товаров или услуг компаний. По сути, это рекламные буклеты компаний, опубликованные в электронном виде. Иногда эти сайты могут содержать дополнительные инструменты, такие как телеконференции, средства обратной связи (например, анкеты, механизм регистрации адреса электронной почты), ответы на часто задаваемые вопросы и др. Главная цель подобных сайтов – рассказать о компании и способствовать продвижению ее товаров и услуг.

Информационные сайты предоставляют ту или иную информацию (содержание) пользователям Интернета: новости, котировки валют или ценных бумаг, специализированную информацию по определенной тематике. Это их главная цель. Некоторые сайты предлагают подобную информацию за деньги, некоторые – бесплатно. Некоторые сайты берут плату за более детальную и специализированную информацию. Примером информационного сайта является сайт РосБизнесКонсалтинг (RBC). Многие сетевые посредники (например, сетевые биржи) создают свои информационные сайты, включающие в себя различную справочную информацию, позволяющую найти контрагента для сделок.

Развлекательные сайты – сетевые игры, страницы с анекдотами. Они существуют, в основном, за счет размещаемой на них рекламы.

Электронные магазины позволяют получить список предлагаемых товаров, найти интересующий товар, получить справочную информацию о товаре и, находясь непосредственно на сайте, осуществить покупку. Данные о покупке передаются сотрудникам компании, поддерживающей электронный магазин. Они отслеживают оплату товара и организуют доставку. Один из возможных способов оплаты покупки состоит в следующем. Вы посылаете в особый сетевой банк чек или обычные деньги (например, 20 долларов плюс 2%, где 2% - плата банку за услугу), а взамен получаете по электронной почте некий сертификат, который будет представлять 20 долларов. Точнее, вы получаете не сам сертификат, а только его серийный номер. Тот, кто знает серийный номер, владеет сертификатом. Далее, если вы хотите потратить 20 долларов в Интернет–магазине, то посылаете ваш сертификат продавцу по электронной почте. При его получении продавец проверяет сертификат и доставляет вам товар.

Серьезная проблема состоит в сохранении секретности номера сертификата при пересылках по Интернету. Для обеспечения секретности придуманы сложные системы шифрования данных.

В Интернет-магазинах в России оплата, как правило, производится наличными деньгами при получении товара.

Часто «товар» может быть доставлен по Интернету. Речь идет об услугах переводчиков, программистов, врачей и т.д.