Приятней лирна гласа.

Мне рощи, мне долины

Мне тихие потоки,

Стенящих горлиц мило;

Херасков в своем творчестве рассматривает мотивы личного самосовершенствования, темы житейской суеты, бренности земного, загробной жизни, обращается к горацианским мотивам. Но в то же время он сильно зависит от эстетики классицизма. Его герой абстрактен, в поэзии нет лирического «я».

Уже в первой трагедии «Венецианская монахиня» (1758) он значительно отступает от канонов классицизма. Героями становятся не высокопоставленные лица, а рядовые обычные люди, сюжет взят из современности. Для них любовь будет выше долга. Трагическая развязка обличает бездушие государственных законов и религиозный фанатизм, которые стали причиной гибели возлюбленных.

Художественный метод Хераскова-драматурга нельзя определить однозначно. Он пишет как классицистические трагедии в духе Сумарокова: «Борислав» (1774), «Идолопоклонники, или Горислава» (1782), «Пламена» (1786), «Освобожденная Москва» (1798), «Зареида и Ростислав» (опубликована посмертно). Так и сентиментальные, «слезные драмы»: «Друг нещастных» (1771), «Гонимые» (1775), «Школа добродетели» (1798), «Милана» (1798). Сумароков выступал с резкой критикой и осуждением этого «нового пакостного рода». Сам Херасков считал Сумарокова своим учителем.

Херасков вошел в литературу и как прозаик. Он написал:

- политическую утопию «Нума Помпилий, или Процветающий Рим» (1768), в которой защищает просветительскую философию;

- аллегорический роман «Кадм и Гармония» (1786), в нем выступает против философов-материалистов;

- приключенческо-аллегорический роман «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1794), критикует французскую революцию.

Наибольшую известность ему принесли поэмы. Среди них особо выделяется национальная героическая эпопея «Россияда» (1779). Она написана с целью воспеть «знаменитые подвиги не только одного государя, но и всего российского воинства». В основе сюжета важное историческое событие из жизни русского народа – взятие Казани Иваном Грозным, как завершающий этап в свержении татарского ига. «Россияда» на материале прошлого одобряла современную войну России с Турцией, осуждала распущенность царского двора Екатерины II. Его перу принадлежат следующие поэмы: «Плоды наук» (1761), «Чесменский бой» (1771), «Владимир» (1785), «Вселенная» (1790), «Пилигримы» (1795), «Царь, или Спасенный Новгород» (1800), «Бахариана» (1803).

В творчестве Хераскова отразились характерные изменения в литературном процессе второй половины XVIII. Автор бессмертной «Россияды», ученик и последователь Сумарокова, Херасков в то же время оказался предшественником Карамзина, а затем и его учеником.

Задание: «Россияду» прочитать по хрестоматии. Знать сюжет, тему, идею.