Михаил Дмитриевич Чулков (1743-1792).
Демократическая проза 1760-х гг. ( М.Д. Чулков, Ф.А. Эмин).
В первой половине XVIII в. основные успехи были сделаны в области поэзии. В прозе существовало как бы две литературы: рукописная и печатная. Первая продолжала традиции допетровской литературы (богослужебные, юмористические книги, народные лечебники). Ко второй можно отнести романы Тредиаковского «Поездка во остров Любви», «Похождения Телемаха». Это единственные печатные произведения.
Создатели русского классицизма полагали, что литература должна просвещать нацию. В системе классицизма не оставалось места роману – развлекательному жанру. В 60-70-е гг. появляется огромное количество писателей. Большими издания выходят романы Чулкова «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины», Эмина «Непостоянная фортуна, или Похождения Мирамонда», Комарова «История Ваньки Каина».
В классицизме быт был предметом низкого изображения. В XVIII в. главным предметом изображения становится быт и человек в этом быту. Человек действует по логике: если ты не обманешь, обманут тебя. Герой романов невозвышенный, с низкими помыслами.
Был родом из солдатских детей. С 1761-65 гг. был актером при придворном театре. Литературную деятельность начинает с плутовской новеллы, в основу которой положен анекдот («Горькая правда», «Пряничная монета», «Драгоценная щука»).
«Пряничная монета». Вначале идет рассуждение о праведном и неправедном получении богатства. Верзила, будучи солдатом, ворует, выйдя в отставку, начинает варить вино. Это запрещено законом, т.к. вино является монополией государства. Тогда он открывает лавочку, где продает пряники, разные по цвету и размеру. С купленными пряниками люди приходят к нему, и он как бы в благодарность, поит их вином в зависимости от цены пряника.
«Драгоценная щука». Выходит царский указ, запрещающий всякие подношения. Воевода открывает лавочку, где продавалась одна единственная щука по разной цене. Дела воевода решал в зависимости от цены рыбы.
Окрыленный успехом первых произведений, Чулков пытается жить литературным трудом, начинает издавать журнал «И то и се». В 1770 г. выходит его знаменитый роман «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины». Чулков соединяет традицию авантюрно-приключенческого романа-путешествия с психологическим романом.
Роман написан в форме автобиографических записок главной героини Матроны. В романе отсутствует морализаторский голос автора. Главная героиня – Матрона – молодая вдова сержанта, погибшего в полтавском сражении. Оставшись без средств, Матрона начинает вести вольный образ жизни. Сводня знакомит ее с камердинером богатого барина, затем она становится содержанкой самого барина. Об этом узнает его жена, Матрона все теряет и переезжает из Киева в Москву. Она начинает работать у секретаря, потом у отставного офицера. Вместе со своим любовником Ахалем обкрадывают офицера. Ее сажают, Ахаль помогает ей бежать. Между любовниками Матроны Ахалем и Свидалем происходит дуэль. Ахаль погибает, Свидалю достается сердце Матроны.
Роман анахроничен, многое в нем не соответствует истине. Матроне было 19 лет, но она читала оды Ломоносова, тогда ей должно быть 50 лет. (Полтавская битва – 1709 г., первая ода Ломоносова написана в 1739 г.) Заслугой Чулкова является изобретение оригинального повествования. Он совмещает сказ от 1-го лица с изображением характера главной героини. Это первая попытка в русской литературе индивидуализировать характер героя. Матрона говорит просто, незамысловато, в ее речи много пословиц и поговорок.
- Неправ медведь, кто корову съел, неправа и корова, что в лес забрела;
- шей-де вдова широки рукава, было бы куда класть небыльные слова;
- на красненький цветочек и пчелка летит;
- богатство рождает честь.
Сюжетные линии «Пригожей поварихи» близки европейскому нравоописательному авантюрному роману («Моль Флендерс» Д. Дефо, «Манон Леско» аббата Прево). Но роман Чулкова лишен нравоучительности. Исповедальная форма романа носит внешний характер. Автор не преследует цели глубоко раскрыть психологию героини. Его интересует судьба женщины из демократических кругов, которая не получила нравственного воспитания. Столкнувшись с низменным бытом общества, она не сохраняет добродетельность. Подобный сюжет наблюдаем и в ирои-комической поэме В.И. Майкова «Елисей, или Раздраженный Вакх» (брошенная жена Елисея отправляется в столицу продавать свои прелести). Эти сюжетные линии подтверждают правдивость описанных жизненных ситуаций.
Название романа неверно. Матрона не порочна по натуре, обстоятельства толкают ее на разврат. Она старается стать богатой любыми средствами. Вся жизнь Матроны – это поиск места под солнцем, а не поиск добродетели. Представители высшего общества в моральном плане гораздо ниже ее. Впервые в русской литературе изображается женщина легкого поведения в окружении дворян и судейских чиновников.