Общественно-политические взгляды А.П. Сумарокова.
Сумароков стал наиболее крупным литературным выразителем идеологии дворянства XVIII в. На его философские воззрения огромное влияние оказала работа Шарля Монтескье «О духе законов». В этой работе обнаружилась самая характерная черта западноевропейского просветительства – вера во всемогущество закона. Монтескье различает 3 образа правления: республиканский, монархический, деспотический.
При монархии вся власть находится в руках монарха, но он управляет посредством неизменных законов. В республике верховная власть находится либо в значительной части, либо в руках всего народа. При деспотии все происходит по воле одного человека, вне всяких законов и прав. Главным принципом республиканского правления является добродетель, т.к. здесь сам народ издает закон и сам его исполняет и контролирует. Законы здесь издаются не в интересах одного человека, а всего отечества. Если человек нарушает закон, то он наказывает сам себя. Высший закон – совесть. В наказание гражданин лишается самого дорогого – свободы. Такое правление можно достичь лишь в исключительных случаях. Поэтому идеалом является монархия – наиболее реальный и достижимый способ правления. Здесь правит бал не совесть и добродетель, а закон. Именно он заставляет монарха действовать во благо отечества. Гарантом этого являются права дворянского сословия. Дворянство и монарх несут взаимную ответственность за исполнение закона, и значит судьбу государства в целом. Дворяне обязаны повиноваться монарху по закону. У монарха есть подданные, а не рабы, таким образом, подчинение дворянина монарху не унизительно. Он подчиняется не лично монарху, а государству. Государство не требует поступков, нарушающих закон. Важный принцип монархического правления – принцип чести. Дворянин предан монарху всегда, а тот заботится о его чести, не использует его преданность в корыстных целях. Нет монарха, нет и дворянства, и наоборот.
Под подобным влиянием Монтескье развились взгляды Сумарокова. Подобное понимание долга и чувства дворянством постоянно исследуется Сумароковым («Ода о благородстве», «Ода государю Павлу Петровичу в день его…», трагедии «Хорев», «Дмитрий Самозванец»). Сумароков, как и Монтескье, исходит из теории разделения социальных ролей. Дворянство – это элита государства, оно вместе с монархом осуществляет управление страной. Но для этого «голова дворян» должна быть свободной от черной работы. Эту роль должны выполнять крестьяне. Все должно быть как в отлаженном механизме, где каждая деталь выполняет свою функцию. Сословия не взаимоисключаются, а дополняют друг друга. Крестьянин – питает, солдат – охраняет, ученый – просвещает. Это не означает, что крестьянин важнее дворянина, и наоборот. Они все важны по-своему. Из этой философии вытекают два взаимоисключающих вывода:
1) Нельзя отменять крепостное право, как, и нельзя способствовать размыванию границ между сословиями. Переход из крестьянства в дворянство исключено.
2) Уважение к достоинству, личности представителя любого сословия, в том числе и крестьянина. Крестьянин не раб, а подданный, такой же, как и дворянин. Он принадлежит не помещику, а государю. Крестьянин «раб отечества», а не помещика. Его можно продавать не как личную собственность, а как государственное имущество.
Сумароков выступает против продажи крепостных без земли и семьи. Он выступает также против жестокого обращения с крестьянами (посмотреть самостоятельно как это выразилось в сатире «О благородстве», басне «Ось и бык», «Другой хор по привратному свету»). Он убежден в естественном равенстве людей. Все люди от рождения одинаково постигают мир с помощью чувств, разум – это следствие воспитания. Лучшее воспитание и образование получает дворянин, крепостной крестьянин не получает никакого образования. Поэтому по «разуму» дворянин выше крестьянина. Дворянин по своему привилегированному положению получает больше благ, но эти привилегии еще надо оправдать. Дворянин должен подтвердить свои привилегии ревностной службой отечеству, своей образованностью и гуманным отношением к крепостным.