Равняет всех собой.
Закон имея свой,
Любезна добродетель,
Душою так велик,
Быть может и мужик
Без исключения всем праотец Адам.
От баб рожденных и от дам
Не плачет сирота под скипетром его,
Не устрашается невинный ни ково…
Не преклоняется к стопам вельможи льстец:
Царь – равный всем судья и равный всем отец.
(А.П. Сумароков «Вышеслав»)
Если правитель непросвещенный и недобродетельный он называется «нестройным царем», «идолом гнусным», «врагом народа». Царя-изверга и деспота необходимо как можно быстрее свергнуть с престола, об этом трагедия Сумарокова «Димитрий Самозванец».
2)Русский классицизм, в отличие от французского, в большей степени связан с идеями просветительства, чем с идеологией абсолютизма. Русский классицизм усвоил главное достижение Просвещения – утверждение внесословного равенства людей, внесословной ценности человека. Во второй сатире Кантемира утверждается, что кровь холопа и господина «однолична» (одинакова). Сумароков в сатире «О благородстве» говорит:
Николев в драме «Розана и Любим» приравнивает мужика к владетелю.
Как сильных царств властитель:
Признание равенства всех сословий в моральном плане еще далека от признания социального равенства. Но сама постановка вопроса была большим шагом вперед на пути демократизации русской общественной мысли.
3)Абсолютизм во Франции привел к временному компромиссу между дворянством и верхушкой буржуазии. В России о компромиссе не могло быть и речи. Буржуазия была еще слишком слаба, вся политическая власть находилась в руках дворянства.
Основной конфликт в России заключался в столкновении помещиков и крепостных крестьян. Дворянские писатели отразили этот конфликт в своем творчестве. Они не восставали против самого института крепостного права. Они только гневно клеймили жестокость и бессердечие помещиков, призывали их к гуманному обращению с крепостными.
Тема крестьянства возникает с рождением классицизма, а в 60-е гг. становится одной из ведущих. Это было замечательной стороной русского классицизма.
4)Русский классицизм отразил иной тип конфликта. Российский менталитет характеризует антидемократическая соборность, абсолютная власть общества над личностью. Для русского человека, в отличие от западноевропейского, необходимость смирения индивидуальности перед обществом не была развита.
Центральной проблемой русской жизни XVIII в. была проблема власти и ее преемственности. После смерти Петра I и до царствования в 1796 г. Павла I, ни один русский император не пришел к власти законным путем. XVIII в. – это век интриг и дворцовых переворотов. Они приводили к абсолютной и бесконечной власти людей, далеких от идеала просвещенного монарха.
Русский классицизм носит политико-дидактический характер. Основной конфликт русского классицизма – проблема несоответствия властителя обязанностям императора. Когда власть понимается как эгоистическая личная страсть, а не как служения во имя общего блага.
Положительный герой русского классицизма не смиряет индивидуальную страсть во имя общего блага. Он защищает свои естественные права от тиранических посягательств. Эта национальная специфика метода отразилась в выборе сюжетов. Сюжеты французских классицистических трагедий почерпнуты из античной мифологии и истории. То, например, Сумароков писал трагедии на сюжеты русских летописей и сюжеты близкой русской истории.
5)Русский классицизм не опирался на богатую и непосредственную традицию национальной литературы, как французский классицизм. Европейская литература к моменту возникновения теории классицизма обладала литературным языком с упорядоченной стилевой системой, принципами стихосложения, определенную систему литературных жанров. В русской литературе все это еще было нужно создавать. Поэтому в русском классицизме литературная теория опередила литературную практику.
Тема: Творчество Александра Петровича Сумарокова.
План:
1. Биография А.П. Сумарокова (1717-1777) (самостоятельно).
2. Общественно-политические взгляды А.П. Сумарокова.
3. Эстетические взгляды А.П. Сумарокова. Своеобразие стиля.
4. Сатирические жанры поэзии. Сатиры, басни.
5. Сумароков-драматург. Эволюция трагедии. Комедия.
6. Значение Сумарокова в русской литературе.
Различных родов стихотворными и прозаическими сочинениями приобрел он себе великую и бессмертную славу… заслужил название Северного Рассина.
(Н.И. Новиков)