Учите мудрости в стихе живом и внятном,
Эстетика классицизма.
Понятие классицизма. Нормативность эстетики классицизма. Система жанров классицизма.
Последнее десятилетие XVIII в. (1790-е гг.).
Классицизм как основной литературный метод уступает место сентиментализму. Вместо разума теперь царит чувство, Вместо стремления внушить читателю моральную истину приходит стремление взволновать и эмоционально увлечь. Ранние сентименталистские веяния наблюдаются в русской литературе со второй половины 1760-х гг. Но статус целостного литературного направления сентиментализм обретает с момента литературного дебюта Н.М. Карамзина. Зарождаются реалистические тенденции. Можно говорить, что в русской литературе XIX век наступил на 10 лет раньше, чем в русской истории. Карамзин по своим эстетическим установкам является скорее первым классиком XIX века, чем последним XVIII. Русская литература XVIII века получает кульминационное завершение в творчестве сентименталиста Радищева. Сентименталист Карамзин своим творчеством открывает новый век русской словесности.
Тема: Классицизм как художественный метод.
План:
1. Понятие классицизма.
2. Эстетика классицизма.
3. Своеобразие русского классицизма.
4. Философские, общественно-политические и художественные основы русского классицизма (самостоятельно).
Прилагательное «классический» очень древнее, в латинском языке «classicus» означало «знатного, состоятельного, уважаемого гражданина». Затем оно получило смысл чего-то образцового и стало применяться к произведениям и авторам, которые изучались в школе. Определение «классический» первоначально применялось только к древним античным авторам.
Современное значение слова «классический» стало складываться в эпоху романтизма. Тогда же появилось понятие «классицизм», оно носило негативную окраску. Сторонники классицизма противопоставлялись романтикам как устаревшие авторы новаторам. В то же время писателей – создателей шедевров продолжали называть классиками.
Термины «классицизм», «классицистический» объединяют писателей, которые ориентируются на античное искусство, поэтику Аристотеля. Они строго подчиняются правилам трех единств, являются выразителями идей абсолютизма. Классицизм не только стиль и направление, но, как и барокко – это художественная система. Она начала складываться в эпоху Возрождения.
В начале XX в. классицизм рассматривали как направление, воплощающее абсолютистскую монархическую идеологию. С 1950-60-х гг. классицизм трактуется не как художественное выражение абсолютизма, а как литературное направление, получившее яркий расцвет в XVII в., в годы укрепления и торжества абсолютизма.
Характерные черты классицизма:
- стремление к ясности и точности выражения;
- строгую подчиненность правилам (т.н. правила «трех единств»);
- логическая последовательность композиции;
- простота образной системы;
-равнение на античные образцы.
Зарождение и распространение классицизма связано не только с укреплением абсолютной монархии, но и с возникновением рационалистической философии Декарта, с развитием точных наук, прежде всего математики. Одной из причин долговечности классицизма, было то, что писатели рассматривали свое творчество не как способ индивидуального самовыражения, а как норму «истинного искусства», обращенного к общечеловеческому и неизменному.
Античная литература служила для классицистов арсеналом образов и сюжетов, они наполнялись актуальным содержанием. Ранний, ренессансный классицизм стремился к воссозданию античности путем подражания. В XVII в. античность из объекта подражания и точного воссоздания превращается в пример правильного соблюдения вечных законов искусства и объект соревнования. Строгий отбор, упорядочивание, классификация тем, мотивов было попыткой классицистов преодоления хаоса и противоречий действительности. Для классицистических произведений характерна дидактическая функция. Классицисты позаимствовали принцип Горация «поучать, развлекая».
Основной коллизией (коллизия – конфликт, столкновение между персонажами, либо между персонажами и средой) было столкновение долга и чувства или борьба разума и страсти. Для классицизма характерно стоическое настроение, противостояние хаосу действительности и собственным страстям и аффектам. Писатели классицизма воплощают новую концепцию человека – героической личности, благовоспитанного человека. Тем самым они задавали читателю идеальную норму поведения. В характере персонажа доминирует одна этико-психологическая черта. Исследователи XVII в. часто говорят о «маниакальности» классицистического персонажа.
Система жанров классицизма строго иерархична, она основана на последовательном разведении трагических и комических явлений действительности. Высокие жанры – эпопея, трагедия, ода, низкие жанры – комедия, сатира, басня. Для каждого жанра существует специфическая тематика, стиль, система персонажей. Обращаясь к низким жанрам, классицисты стремятся их облагородить, из сатиры убирается грубый бурлеск, из комедии фарсовые черты (пример высокой комедии – комедии Мольера).
Поэзия классицизма устремлена к ясному выражению мысли, она отказывается от изощренности, метафорической усложненности, стилистических украшений.
Особое значение в классицизме приобретает драматургия и театр. Они наиболее органично выполняют нравоучительную и развлекательную функции.
В классицизме развиваются и прозаические жанры – афоризмы (максимы), характеры. Классицизм не включает роман в каноническую систему жанров, но, несмотря на это, в XVII в. популярен «маленький роман», «романическая новелла». Образцом классицистического романа считают «Принцессу Клевскую» мадам де Лафайет.
Теория классицизма не сводится только к стихотворному трактату Н. Буало «Поэтическое искусство». Она складывается постепенно и меняется с течением времени, национальные варианты классицизма имеют свои отличия. Французский классицизм был наиболее мощной и последовательной художественной системой, он оказывал большое влияние на барокко. Немецкий классицизм, напротив, заглушается, перекрывается барокко.
Во второй половине XVII в. в теории классицизма особенно активно обсуждается категория «хорошего вкуса». Он трактуется не как индивидуальное предпочтение, а как коллективная эстетическая норма. «Хороший вкус» классицизма противопоставляет многословию – лаконизм, туманности и сложности выражения – простоту и ясность, экстравагантному – благопристойное. Основным законом классицизма является художественное правдоподобие. Правдоподобие изображает вещи и людей такими, какими они должны быть.
Классицизм продолжает существовать и в XVIII в. в эпоху Просвещения. Особое значение в это время приобретает гражданский и интеллектуальный характер конфликта классицистических произведений. Просветительский классицизм активнее взаимодействует с другими литературными направлениями эпохи. Теперь он опирается больше не на правила, а на «просвещенный» вкус публики. В XVIII в. рождаются новые варианты классицизма, например, «веймарский классицизм» Гете и Шиллера. Главными требованиями классицизма XVIII в. остаются требования ясности слога, смысловой наполненности образов, чувство нормы и меры в структуре и фабуле произведений.
Рационалистическая эстетика определяет нормативность и иерархический принцип классицизма. Нормативность классицизма означает, что это искусство: 1) по правилам; 2) по образцам. Образцом, вечным и неизменным эталоном искусства была признана античность (отсюда и сам термин «классицизм» - от лат. classicus – образцовый, изучаемый в классе).
Литература была поделена на два иерархических ряда: научный и высокий. Они тематически и стилистически были связаны с материальным и идеальным уровнем реальности. Отличительной чертой классицизма было деление литературы не по родам, а по предмету изображения – по жанрам.
Правила классицизма вычленяют:
- высокие жанры (ода, трагедия, эпопея, гимны, дифирамбы)
- низкие жанры (басня, комедия, фарс, сатира)
- средние жанры (элегия, идиллия, сатира, послания, мадригалы и другие альбомные жанры).
В низких жанрах изображалась бытовая материальная реальность. Частный человек предстает в социальных связях. В высоких жанрах человек представлен как существо духовное и общественное. Человек рассматривается на фоне вечных основ бытия.
Л.Я. Гинзбург в книге «О лирике» писала: «Для классицистов нет понятия лирического героя. Лицо поэта определяют выбранные им жанры».
Основой дифференциации персонажей является их сословная принадлежность. Герой низких жанров – среднесословный человек. Герой высоких жанров – историческое лицо, мифологический герой, вымышленный персонаж, занимающий высокий пост. В высоких жанрах человеческие характеры формируются низменными бытовыми страстями (скупость, ханжество, лицемерие, зависть и т.д.). В высоких жанрах страсти приобретают духовный характер (честолюбие, патриотизм, любовь, мстительность и т.д.). Бытовые страсти однозначно неразумны и порочны. Бытийные, духовные страсти делятся на: 1) разумные, общественные; 2) неразумные, личные. При этом этический статус героя зависит от его выбора. Он однозначно положителен, если выбирает разумную страсть, и однозначно отрицателен, если выбирает неразумную. Полутонов эстетика классицизма не допускала. В этом проявляется рационалистичность метода, который не допускает смешение высокого и низкого, трагического и комического.
В жанровой системе классицизма узаконились жанры, которые достигли наибольшего расцвета в античной литературе. Источниками правил стали: эпопея Гомера и Вергилия, трагедия Эсхила, Софокла, Еврипида, Сенеки, комедия Аристофана, Менандра, Теренция, Плавта, ода Пиндара, басня Эзопа, Федра, сатира Горация и Ювенала. Источником свода правил стала «Поэтика» Аристотеля.
Канонизированная трагедия должна была иметь:
- стихотворную форму «александрийский стих» - шестистопный ямб с парной рифмовкой;
- обязательное 5-актное построение;
- три единства (времени, места и действия);
- высокий стиль;
- исторический или мифологический сюжет;
- конфликт предполагает выбор между разумной и неразумной страстью. Этот процесс выбора составляет действие трагедии.
Именно в драматургии с большей полнотой и очевидностью проявилась нормативность и иерархичность эстетики классицизма.
Большое значение писатели-классицисты придавали воспитательной роли художественной литературы. Они отвергают средневековый дидактизм. Искусство классицизма должно сочетать эстетическое наслаждение с воспитательной функцией.