Проблема традиций и новаторства литературы XVIII в.
Идеология Просвещения и ее отражение в русской литературе XVIII в.
Эстетическая концепция Просвещения вдохновлялась рационализмом Декарта. Отвергая теологические учения, Декарт противопоставляет вере разум. Достоверно только мышление, утверждал он, только разум открывает пути к истинному познанию жизни. Но философия Декарта дуалистична. Дуализм рационалистического мировосприятия определяет структуру философской картины мира. В сознании людей XVIII в. мир не был единым, целостным, развивающимся и изменяющимся, каким мы видим его сейчас. Реальность для людей XVIII в. имела два уровня своего проявления и восприятия: материальный и идеальный. Оба они были в равной мере сосуществующими, только материальный мир обладал физическим существованием, а идеальный – духовным. Как и в дуальной христианской модели мира дух торжествовал над плотью, так и дуальное рационалистическое мировосприятие считало идеальную реальность высшей и первичной, а материальную – низшей и вторичной. В этом проявляется иерархичный характер рационалистического мировосприятия. Это послужило основанием для деления литературы на строго определенные правилами жанры.
Чувственная практика человека, материальный мир нашел выражение в сатирических жанрах (сатира, комедия, басня, ирои-комическая поэма). В высоких жанрах лирической поэзии (ода, поэма), трагедии изображается идеальный, духовный мир.
«Словесность наша явилась вдруг в XVIII столетии» писал Пушкин. Своим категорическим утверждением поэт стремился подчеркнуть принципиально новый характер этой словесности, ее коренное новое качество, которое резко отличало и отделяло ее от прошлого этапа истории литературы. Древнерусская литература на протяжении 7 веков создавалась усилиями множества известных или безымянных писателей, чье авторское начало почти ни в чем себя не проявляло. Это была безличностная литература. Феодальной идеологии и религиозному сознанию, господствовавшим в те века, чуждо представление о человеке как о личности. Древнерусский писатель был мастером своего дела, книжником, но не художником с ярко выраженной индивидуальностью. Один отличался от другого или широтой образования, или уровнем знаний, но все они работали по обязательным для всех канонам, которые определялись и вырабатывались эпохой. В этом смысле древнерусская литература была близка к фольклору, также не знающему авторского начала.
Идея личности на Западе зародилась в эпоху Возрождения. И тогда же возникла новая литература, основанная на авторском начале, определявшаяся личностью художника. Идея личности в России, понимание внесословной ценности человека, представление об его индивидуальности утвердилось в совершенно иных условиях и иное время – в великую эпоху петровских преобразований. На этой почве и появилась «вдруг» словесность, основанная на принципе авторства, определяемая личностью писателя. Это ознаменовало начало принципиально нового периода в истории русской литературы. Поэтому понятие «наша словесность» связывало два столетия – то, что началось во время Кантемира и Ломоносова и получило мощное продолжение в эпоху Пушкина.
Многовековая история России до Петра оказалась как бы перечеркнутой в сознании людей петровской эпохи. Средневековая Русь закончила свое существование и все, что создавалось в области политики, экономики, культуры, создавалось заново. В этом смысле весьма характерно мироощущение, зафиксированное Кантемиром в его второй сатире. Герой этой сатиры Филарет так характеризует своих современников: