Своеобразие русской литературы XVIII века.

Периодизация русской литературы XVIII века.

Проблема традиций и новаторства литературы XVIII века.

Идеология Просвещения и ее отражение в русской литературе XVIII века.

Своеобразие русской литературы XVIII века.

XVIII век открывается петровскими реформами. Петровские реформы в началеXVIII в. стали точкой отсчета новой культуры в новой России. 1700-й год Россия впервые отсчитала не от сотворения мира, а от рождества Христова, и встретила 1 января, а не 1 сентября. Это символический рубеж, отделяющий древнюю средневековую Русь от России петровской эпохи новой истории.

Процесс ломки, замены старого новым захватил не только материальную сферу (торговлю, промышленность), но и область духовной жизни русских людей. В петровскую эпоху разрабатывается новая концепция человека, новое решение проблемы личности. Человек перестает быть только источником греховности. Теперь уже не знатность рода и богатство возвышает человека, а общественная польза, ум и храбрость. Таких примеров в петровское время было немало – Меньшиков, Ягужинский, Нестеров, жена Петра Великого.

Петр I на практике осуществил требование просветителей о всесословной ценности человека. В 1722 г. Он законодательно это закрепил в «Табели о рангах всех чинов воинских, статских и придворных». Этот документ позволял не дворянам за заслуги перед государством получать дворянское звание.

Духовная жизнь XVIII в.отличается невиданной степенью интенсивности и концентрации. К тем достижениям, к которым Европа шла несколько веков, русская литература прошла за полвека. Писательство в России было не просто профессией как в Европе, а служением. В русской культуре взаимоотношение литературы и жизни оказывается прямо противоположным аналогичным европейским.

Ю.М. Лотман, анализируя западноевропейский быт на рубеже XVII-XVIII вв., заметил: «Там (В Европе) быт генерировал текст, здесь (в России) текст должен был генерировать быт. Этот принцип вообще очень существенен для литературы XVIII в., она становится образцом для жизни, по романам и элегиям учатся чувствовать, по трагедиям и одам – мыслить».

Это рождает специфические отношения между писателем и читателем.

«Писатель не следит за культурной ситуацией, а активно создает ее. Он исходит из необходимости создавать не только тексты, но и читателей этих текстов, и культуру, для которой эти тексты будут органичны» (Ю.М. Лотман).

На основании этого критерия (отношение читателя и писателя) на протяжении почти всего XVIII века существуют две литературные традиции – низовая и высокая. Первая обслуживала бытовую потребность читателя в развлекательном чтении, вторая отвечала высоким умственным запросам граждан.

Писатель низовой традиции – профессионал-литератор, переводчик западноевропейского романа. Писатель высокой литературной традиции - это поэт, пророк и учитель жизни. Постепенное сближение этих традиций намечается только к концу XVIII века.

Главным стимулом писателя XVIII века было служение обществу, исправление частных и общественных пороков. Этот факт объясняет одну из особенностей литературы XVIII века. Эстетические задачи долго стояли на 2-м месте, уступив главенство идеологии и морали. Русская литература XVIII в. была не столько искусством слова, сколько публицистикой, идеологией, этикой, практической философией, и даже в некотором роде религией.