Образцы тестовых заданий и ситуационных задач

Задание для самостоятельной работы студентов.

Решение задач

Практическая работа № 2

Практическая работа № 1

Близнецовый метод исследования генетики человека

Близнецовый метод позволяет оценить относительную роль генетических и средовых факторов в развитии конкретного признака или заболевания. Близнецы бывают монозиготные (однояйцевые) и дизиготные (разнояйцевые).

Монозиготные близнецы развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) в результате ее разделения надвое с образованием двух эмбрионов. Монозиготные близнецы имеют одинаковые генотипы и различие их признаков обусловлено только факторами внешней среды. Дизиготные близнецы рождаются, когда образуется одновременно две яйцеклетки, оплодотворяемые двумя сперматозоидами. Дизиготные близнецы имеют различные генотипы. Но благодаря одновременному рождению и совместному воспитанию у них будут общие средовые факторы.

Для доказательства роли наследственности в развитии признака необходимо сравнить долю (%) конкордантных пар (одинаковых по конкретному признаку) в группах моно- и дизиготных близнецов. Конкордантность однояйцевых близнецов обозначается КОБ, двуяцевых – КДБ.

Для вычисления используется формула Хольцингера.

 

7. 4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.

Разбор родословных и определение типа наследования:

 

1- аут-дом, 2 – аут-дом, 3 – комплементарность (Д-глухота, ЕЕ-глухота, Д_Е_ - норма (Д+Е-норма); 5 – Y-сцепл, 6 – Y-сцепл, 7 – Х-сц, рец, 8 – аут-дом.

 

Сборник задач по биологии и медицинской генетике: методическое пособие для студентов / под ред. Викторовой Т.В. -Уфа, 2011.

Генеалогический метод. Стр. 51 – 56, №№ 1, 6, 8.

Близнецовый метод. Стр. 57 – 58 , № 1 – 5.

7. 5. Контроль конечного уровня усвоения темы

Выполнение тестовых заданий.

Сборник задач по биологии и медицинской генетике: методическое пособие для студентов / под ред. Викторовой Т.В., -Уфа, 2011.

Генеалогический метод. Стр. 51 – 56, №№ 2, 4, 9.

Близнецовый метод. Стр. 57 – 58, №№ 6 – 10.

 

1. Особи мужского пола на схеме родословной обозначаются символом

1) круг с точкой внутри

2) квадрат

3) круг

4) треугольник

 

2. Для альбинизма характерен тип наследования

1) аутосомно-доминантный;

2) доминантный сцепленный с Х-хромосомой

3) аутосомно-рецессивный

4) голандрический

 

3. выделил среди близнецов две группы: монозиготные и дизиготные и предложил исполь­зовать метод анализа близнецов для разграничения роли наследственности и среды в развитии различных признаков у человека:

1) Т. Морган

2) В. Иоганнсен

3) А. Вейсман

4) Ф. Гальтон

 

4. Близнецовый метод позволяет

1) изучать кожный рисунок концевых фаланг пальцев

2) выявить степень зависимости признака от генетических и средовых факторов

3) выявить степень родства между популяциями

4) диагностировать болезни обмена веществ

 

Ситуационная задача № 1

Пробанд страдает ночной слепотой. Его два брата также больны. По линии отца пробанда, страдающих ночной слепотой не было. Мать пробанда больна. Две сестры и два брата матери пробанда здоровы. Они имеют только здоровых детей. По материнской линии дальше известно, что бабушка больна, дедушка здоров, сестра бабушки больна, а брат здоров, прадедушка – отец бабушки – страдал ночной слепотой. Сестра и брат прадедушки были больны. Прапрадедушка болен, его брат, имеющий больную дочь и двух больных сыновей, также болен. Жена пробанда, ее родители и родственники здоровы. Определить вероятность рождения больных детей в семье пробанда.

 

Ситуационная задача № 2

 

Конкордантность монозиготных близнецов по сахарному диабету составляет 65%, а дизиготных – 18%. Каково соотношение наследственных и средовых факторов в формировании признака?