Рациональным построением режима занятий в течение дня, недели.
Нормированием общего числа ежедневных и еженедельных уроков.
Продолжительностью и временем проведения каникул.
Регламентации продолжительности уроков и перемен.
Правильной организации урока.
В первых 3-х классах плотность учебной работы учащихся на уроке не должна превышать 80 %.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения на уроках должно выделяться время для физических упражнений и гимнастики для глаз.
Продолжительность уроков в школах не должна превышать 45 мин. В первых классах школы учебная нагрузка должна наращиваться постепенно. Перемены продолжительностью менее 10 мин не допускаются.
Период максимальной умственной работоспособности школьников приходится на интервал 10-12 часов. Поэтому в расписании уроков для младших школьников наиболее трудные предметы должны ставиться 2-3 уроками, а для учащихся старших классов – 2, 3 и 4 уроками.
Неодинакова работоспособность учащихся и в разные дни недели. Ее уровень возрастает к середине недели и снижается к концу (пятница) и в начале (понедельник) недели. Поэтому наибольший объем учебной нагрузки должен приходится на вторник и среду.
Объяснение нового материала следует проводить на 2-4–х уроках в середине учебной недели.
При составлении расписания уроков рекомендуется пользоваться таблицей, в которой трудность каждого предмета оценивается в баллах (от 0 для самых простых до 12 для самых трудных).
Наибольшее количество баллов по сумме всех предметов должно приходится на вторник и среду для старших школьников, и вторник и четверг – для младших и средних. При этом среда должна быть облегченным днем.
Объем домашнего задания должен быть таким, чтобы на его выполнение ученики первого класса затрачивали не более 1 часа, а ученики старших классов – не более 4 часов.