Структура системы управления компанией.
Порядок принятия управленческих решений.
Структура набора функций управления:
Базовый набор функций управления:
Ø управление производством продукции (услуги и др.);
Ø управление бухгалтерским учетом;
Ø управление техническим и социальным развитием;
Ø управление технической безопасностью;
Ø управление трудом и заработной платой;
Ø управление персоналом;
Ø управление реализацией;
Ø управление маркетингом;
Ø управление экономикой;
Ø управление финансами;
Ø управление рекламой;
Ø управление охраной;
Ø стратегическое управление;
Ø представительская деятельность;
Ø консультационная деятельность.
Отраслевой набор включает функции, характерные для конкретной области народного хозяйства.
Групповой набор состоит из функций, определяемых правовой формой организации.
Специфический набор включает функции временного исполнения, вызванные непредвиденными событиями.
цели и задачи; коммуникация; функциональные компьютерная и
законы и принципы; варианты процесса структуры; оргтехника;
функции; управления; схема офисная мебель;
средства и методы; разработка и реализация организационных сеть и связь;
школа управления. решений; отношений; система
выбор характеристик организационные докумен-
информационного структуры; тооборота
обеспечения. система обучения
персонала.
Школы управления:
1. Школа научного управления. Основатель Ф. У. Тейлор. В 1885г. выпустил печатную работу, которая отразила результаты своей практической деятельности. Тейлор предложил научный подход к управлению предприятием. Основная идея: используя замеры и наблюдения за работой исполнителей можно оптимизировать технологию выполнения работ. Другие представители: супруги Гилберт, Гантт – предложил использовать линейные календарные графики. Вклад школы в теорию менеджмента:
Ø Управление нужно отделить от обдумывания и исполнения работ;
Ø Формирование принципов и подходов к управлению.
А. Файоль в 1916г. выпустил книгу «Общее и промышленное управление».
2. Школа человеческих отношений. Основатели Э. Мийо, М. Паркер. Данная школа возникла в результате развития психологии, Э. Мийо обосновал теорию психотехники, т.е. отбор кадров по профессиональной пригодности. Э. Мэйо доказал необходимость наличия на предприятии профессиональных психологов. Э. Мэйо осуществил так называемый хотторнский эксперимент. Суть состояла в выявлении влияния общения между людьми на конечные результаты. М. Паркер исследовала проблему мотивации труда, считала, что для успешного управления менеджер должен быть лидером, т.е. формальный и неформальный лидер должен совпадать в одном лице.
3. Школа поведенческих наук. Представители: Д. Макгрегор, А. Маслоу, Д. Карнеги. Данная школа изучила проблемы:
Ø Взаимоотношение внутри коллектива;
Ø Проблема власти;
Ø Проблема авторитета;
Ø Проблема лидерства и коммуникации.
Основной вклад: задача менеджмента состоит в том, что система управления должна быть построена таким образом, что достигая целей организации, человек удовлетворяет свои собственные потребности.
4. Школа количественных методов. Данная школа основана на широком использовании математических моделей и компьютеров, облегчающих процесс разработки и принятия управленческих решений. Школа возникла в конце 40-х начале 50-х годов XX века.
5. Школа процессного управления. возникла в середине 60-х годов XX века. Основная идея состоит в том, что процесс управления представляет собой непрерывную цепь определенных действий. Этапы: 1) контроль; 2) реализация; 3) разработка и принятие решений. Функции этапов: 1) планирование; 2) организация, стимулирование; 3) учет, анализ.
6. Школа системного и ситуационного подхода. Возникла к 60-м началу 70 годов XX века. С середины 70-х годов все процессы и явления связанные с управлением людьми рассматриваются как устойчивая внутренняя структура организации. При этом изменения внешней среды фирмы должны учитываться при принятии управленческих решений. Системный подход в настоящее время является универсальной методологией менеджмента. Суть системного подхода состоит в формировании системного мышления менеджера, который рассматривает внешнюю и внутреннюю среду организации как неразрывное единое целое. Принимая управленческие решения, менеджер должен просчитывать последствия для всей фирмы в целом, т.е. усиление отдельного элемента может ослабить фирму и наоборот, ослабление увеличит потенциал. В рамках системного подхода в середине 80-х годов XX века возникает ситуационный подход, или кейсовый метод. Кейсовый метод предполагает в процессе обучения менеджера использовать конкретные ситуации. Ситуационный подход наиболее эффективен в нестандартных ситуациях, когда существует дефицит информации, времени, ресурсов.
Функциональная структура управления –это такая структура органов управления, в которой каждый орган управления специализирован на выполнении определенного круга производственных, технологических, проектных, финансовых, информационных или обеспечивающих функций.
Организационная структура управления –совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.