ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
Управленческая система должна обеспечивать необходимой информацией для принятия управленческих решений и должна:
- Точно распределять затраты между реализованной продукцией и товарно-материальными запасами в соответствии с требованиями внутренней и внешней документации;
- Обеспечивать соответствующей информацией менеджеров для принятия более обоснованных решений;
- Представлять информацию необходимую для планирования, контроля и измерения показателей функционирования организации.
Для обеспечения данных задач управленческому учету необходимо:
- руководствоваться правилами финансового учета при определении прибыли, при этом сопоставляя понесенные затраты только с поступлениями.
Себестоимость реализованной продукции определяется только в соответствии с объемом и затратами на реализованную продукцию (по методике с полным распределением затрат и по переменным издержкам).
При выпуске широкого ассортимента продукции правильно выбрать базу для оценивания стоимости товарно –материальных запасов и уточнения расходов по каждому виду продукций. Правильное определение базу и ставку распределения накладных расходов и расходов вспомогательных и обслуживающих хозяйств.
Разработка технологической карты. Определение и распределение затрат по ней.
Разработка форм для внутренней отчетности и для внутреннего контроля для структурных подразделений и филиалов.
- Представление соответствующей информации менеджерам позволяющей им принимать более обоснованное решение.
Представление стандартных и нестандартных отчетов. К стандартным: отчеты по ассортиментам продукции с указанием уровней рентабельности, по сегментам и подразделениям по видам оказываемых услуг и по их объему включая объемы внутреннего потребления.
Точная информация о затратах, для обоснования и установления цены для продажи, для определения тенденции изменения затрат и формирования себестоимости изделий.
- Представлять информацию необходимую для планирования, контроля и измерения показателей функционирования организации.
Для разработки долгосрочных и краткосрочных планов. Для разработки более эффективных планов необходимо более детальная расшифровка затрат и изучение функциональной взаимосвязи изменения затрат от воздействия различных факторов для учета воздействия их на конечные показатели.
Контроль –это сопоставление затрат с нормативными, плановыми и организация внутреннего контроля с целью выяснения отклонении, что достигается при правильной организации учета всеми методами калькуляции себестоимости.
Периодические отчеты о показателях функционирования организации. Главными задачами являются:
- Сравнение фактических и целевых результатов;
- Определение принципа непрерывности деятельности организации (подразделения, структурных единиц и т.д.);
- Оценка результатов менеджерской деятельности;
3.ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
Основной задачей управленческого учета является помощь менеджерам при принятии ими экономическими обоснованных решений. Отсюда:
· Управленческие системы учета могут быть адаптированы таким образом, чтобы убедить различные группы интересов в законности и обоснованности организационных видов деятельности. Пользуясь управленческими системами учета, менеджеры могут установить соответствующую значимость, даже в случае, когда информации мало или она не относится напрямую к принятию решения.
· Управленческая учетная информация применяется также и для политических целей, потому что она - основной ключ к распределению редких ресурсов.
· Заинтересованные стороны пользуются бухгалтерской информацией и для того, чтобы обеспечить свои интересы, например, достижение политического влияния или более выгодной позиции в переговорах с другими сторонами.
· Информация может быть использована и для обоснования действий, которые уже совершены в социальной или политической сферах. В таких обстоятельствах бухгалтерская информация применяется главным образом для придания законности или для обоснования задним числом уже реализуемых целей, а не как первичное исходное сырье, необходимое для принятия решений.
4.ИЗМЕНЕНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И ИЗМЕНЕНИЕ ЦИКЛА ЖИЗНИ ПРОДУКЦИИ
Чтобы успешно действовать компаниям приходится конкурировать не только с местными соперниками, но и с лучшими структурами бизнеса всего мира. Конкурентным оружием, позволяющим организациям соперничать на современных глобальных рынках, может стать модернизация производства. Чтобы эффективно противодействовать соперникам:
· компании должны быть готовы выпускать новые виды продукции высокого качества при низких затратах, а также обеспечивать потребителей первоклассным обслуживанием. Для чего они должны обладать:1)достаточной гибкостью, чтобы справляться со всеми короткими циклами жизни продуктов;
2) с запросами на все большее разнообразие ассортимента, поступающими от все более отличающихся друг от друга потребителей; 3)быть готовыми ко все более острому международному соперничеству.
· Интенсивная конкуренция и расширение ассортимента предлагаемой продукции привело к:
1) Возникновению у обслуживающих организаций потребности сфокусировать свое внимание на управлении затратами;
2) разработке информационных систем для управленческого учета, которые позволили бы им лучше понимать свою базу затрат и выявлять источники рентабельности для своей продукции, а также для своих потребителей в своих рамках.
Цикл жизни продукта -это период времени от пер во начальных затрат на исследования и разработки до того момента, когда интерес потребителей к данному продукту исчезает. Интенсивная глобальная конкуренция и технологические инновации в сочетании со все более различными и сложными запросами потребителей привели к драматическому сокращению циклов жизни продуктов, предлагаемых на рынке. Чтобы действовать успешно, компании в настоящее время должны ускорить темпы ввода на рынок новых видов своей продукции. Опоздание на рынок, выход на него после конкурентов могут негативно повлиять на рентабельность предложенного продукта. Во многих отраслях большая часть затрат, связанных с циклом жизни продукции, определяется решениями, которые принимаются в самом начале этих циклов. Это создает необходимость в управленческом учете, в уделении большого внимания обеспечению информацией на этапе проектирования, потому что многие будущие затраты закладываются именно в это время. Следовательно, чтобы успешно конкурировать на рынке, компании должны уметь эффективно управлять личным и изменяющимся потребительским запросам и сокращать время выхода на рынок с новыми или модифицированными продуктами.
5.СФОКУСИРОВАННОСТЬ НА УДОВЛЕТВОРЕНИИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ К МЕНЕДЖЕМЕНТУ
Для того чтобы конкурировать в современных конкурентных компаниям приходится становиться бqлее ориентированными на потребителя и считать удовлетворение потребителя своим базовым приоритетом. Сейчас потребители требуют все более высокий уровень обслуживания по показателям затратам, качества, надежность, своевременности доставки и выбора новых продуктов. На рисунке показано, что такая сфокусированность на удовлетворение потребителей, организации должны концентрироваться на тех ключевых факторах успеха, которые непосредственно влияют на это.
На рисунке как ключевые факторы успеха выделены эффективность затрат, качество, своевременность и инновации. Помимо концентрации внимания на указанных факторах, организации адаптируют и новые подходы к менеджменту, стараясь выйти на все более высокий уровень удовлетворения потребителей. Проанализируем теперь каждый из элементов, показанных на рисунке более подробно.
Так как потребители будут покупать продукцию с самой низкой ценой, при одинаковых остальных параметрах, то обеспечение низких издержек и эффективности затрат позволяет организации получить сильное конкурентное преимущество. Возросшая конкуренция также привела к тому, что ошибки из-за решений, принятых на основе неправильной информации о затратах, становятся все более вероятными и все более дорогими. Если применяемая система калькуляции затрат приводит к искаженным сведениям о себестоимости продукции, то при такой завышенной оценке стоимости производства своей продукции бизнес станет устанавливать на нее избыточно высокую цену и уступит тем соперникам, которые могут устанавливать более низкие цены только потому, что их система калькуляции затрат позволяет получать о расходах более точную информацию
Помимо требования продуктов с низкими затратами потребители все чаще хотят получать товары и услуги высокого качества. Большинство компаний отвечают на это требование, прибегая к комплексному управлению качеством.
Организации также стараются повысить степень удовлетворения потребителей, более оперативно реагируя на появляющиеся запросы, обеспечивая lOO%-ную своевременную доставку и сокращая время, необходимое для разработки новых продуктов и запуска их на рынок. Из-за этого управленческие бухгалтерские системы начали уделять внимания показателям, связанным со временем, которые сейчас становятся важными переменными с точки зрения конкурентоспособности. Один из показателей, которому управленческие системы учета уделяют все большее внимания, - время цикла изготовления, под которым понимается продолжительность времени от начала до завершения изготовления продукта или услуги. Оно включает сумму времени, необходимого для непосредственного производства продукции (времени обработки), времени перемещения, времени ожидания и времени проверки. Ценность продукту добавляется только во время его обработки, а остальные виды деятельности являются в этом отношении не добавляющими ценности - в том смысле, что их можно сокращать или вообще от них избавляться без снижения ценности продукта для потребителя. Таким образом, организации должны фокусировать свое внимание на сокращении цикла времени за счет уменьшения продолжительности времени, отводимого на каждый вид деятельности.
Среди ключевых факторов успеха на рисунке показана инновация. Чтобы добиться теперь успеха, компании должны разрабатывать устойчивый поток новых видов продуктов и услуг и иметь возможность адаптироваться к изменяющимся потребительским запросам.
На рисунке можно видеть, что организации пытаются обеспечить удовлетворение потребителей за счет адаптации философии непрерывных улучшений. Традиционно организации старались изучать типовые виды деятельности и на основе наблюдений задавать стандартные операционные процедуры и требования к материалам и выявлять оптимальные соотношения между исходными ресурсами и выпускаемой продукцией.
В качестве механизма для достижения непрерывных улучшений все активнее многими компаниями используется такой прием, как применение сравнительной базы. Он представляет собой постоянный процесс измерения продукции и услуг компании, а также видов ее деятельности и сравнения получаемых результатов с
лучшими аналогичными показателями других организаций, которые могут быть по отношению к компании как внутренними структурами, так и внешними. Цель этого приема - понять, как процессы и виды деятельности MQrYT быть улучшены.
В своем стремлении достичь постоянных улучшений по видам деятельности менеджеры организации выяснили, что им приходится полагаться в большей степени на тех сотрудников и работников, которые ближе всего находятся к операционным процессам, а при разработке новых подходов к выполняемым видам деятельности - также на потребителей. Это привело к тому, что сотрудники стали получать больший объем информации, позволяющий им осуществлять непрерывные улучшения тех процессов, которыми они непосредственно занимаются. Разрешение сотрудникам выполнять такие действия без предварительного получения одобрения со стороны вышестоящего управленческого звена в настоящее время известно под термином наделение сотрудников более широкими полномочиями.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ СРЕДЫ НА УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ УЧЕТА
В последнее время в большинство организаций столкнулось с изменением структуры затрат, при котором наблюдается рост издержек, напрямую не связанных с изменениями в объеме выпускаемой продукции, и поэтому точно проследить такие затраты до конкретных продуктов или услуг трудно эти изменения в структуре затрат привели к необходимости организациям пересмотреть существование у них управленческие системы учета и проанализировать возможности внедрения новых систем. Специалисты отмечают, что в современной конкурентной глобальной среде компании все активнее соревнуются по таким параметрам, как качество товаров или услуг, своевременность их доставки, надежность, объем послепродажного обслуживания и степень удовлетворения потребителей. Традиционные управленческие системы учета главным образом фокусируются на финансовых показателях. Однако в ответ на изменяющуюся среду управленческие системы учета начинают уделять гораздо более большее внимание сбору и учету нефинансовых количественных и качественных сведений по тем базовым параметрам, которые необходимы для того, чтобы конкурировать на рынке более эффективно, и которые используются для поддержки стратегии организации.